Ату XV — Дьявол

Ату XV — Дьявол

Лон Майло Дюкетт

Владыка Врат Материи
Дитя Сил Времени

Зодиакальный аркан ♑ Козерога
Управитель — ♄ Сатурн, экзальтирующая планета — ♂ Марс
Первоначальная композиция: фигура Пана или Приапа. Достойной иллюстрацией к этой Мистерии мог бы послужить «Бафомет» Леви.
Еврейская буква: Айин (глаз).
Путь Древа Жизни: 26-й, соединяющий Тиферет (Красоту) с Ход (Великолепием)
Цвета: индиго; черный; иссиня-черный; холодный темно-серый, почти черный.

«Дьявола не существует. Это ложное имя, которое придумали Черные Братья, дабы придать видимость Единства невежественной путанице своих разрозненных представлений. Если бы дьявол обладал целостным единством, он был бы богом» [1]

Быть может, Дьявола и не существует, однако карта Дьявола в колоде Таро наличествует со всей определенностью — и, по моему мнению, чаще всех других карт подвергается превратному истолкованию. (Впрочем, вы, наверное, догадывались, что я непременно это скажу.)

Это аркан Козерога — знака козла. Стоит ли удивляться, что в области предсказаний Дьявол стал настоящим козлом отпущения — ответчиком за все мыслимые и немыслимые несчастья, которые могут обрушиться на наши головы, и за все греховные соблазны, непрерывно толкающие нас на путь саморазрушения. Действительно, это же так удобно!

Но если мы примем Дьявола за карту, обозначающую зло, то какая же карта в таком случае станет символом добра? Все прочие арканы потенциально способны представлять и добро, и зло в различных их проявлениях. Для чего тогда нужна одна-единственная карта, символизирующая исключительно зло?

Разве Дурак не может оказаться достаточно безрассудным, Маг — достаточно вороватым, Верховная Жрица — достаточно соблазнительной, Императрица — достаточно злобной, Император — достаточно деспотичным, Иерофант — достаточно фанатичным, Влюбленные — достаточно вероломными, Колесница — достаточно хвастливой, Вожделение — достаточно похотливым, Отшельник — достаточно жестоким по отношению к самому себе, Фортуна — достаточно злополучной, Исправление — достаточно несправедливым, Повешенный — достаточно измученным, Смерть — достаточно кровожадной, Искусство — достаточно хаотичным, Башня — достаточно катастрофической, Звезда — достаточно унылой, Луна — достаточно лживой, Солнце — достаточно самовлюбленным, Эон — достаточно разрушительным, а Вселенная — достаточно холодной и бессердечной, чтобы сообща выразить все зло, какое только сыщется в этом мире?

Полагаю, уже понятно, что Дьявол — это вовсе не крайняя степень зла, а нечто совершенно иное. Но что же именно? Ответ на этот вопрос дает его полный титул: Владыка Врат Материи. Правда, титул этот сам по себе тоже может показаться довольно зловещим… особенно если вы убеждены, что земная жизнь есть некое отчуждение от Бога и что всё сущее на материальном плане, включая и нас с вами, по природе своей исполнено зла. Что за детский лепет!

Верховное божество, что бы оно собою ни представляло, не было бы верховным божеством, если бы не охватывало собою все сущее, включая и нас с вами — и Дьявола. Кажется очевидным без доказательств, что Дьявол есть не кто иной, как Бог, превратно понятый невежественными и злобными людьми. Кроули дает по этому поводу следующие пояснения:

«Данная карта обозначает творческую энергию в наиболее материальной форме: в зодиаке Козерог приходится на точку зенита. Это самый возвышенный из всех знаков; это горный козел, в порыве вожделения парящий над вершинами земли. […] В этом знаке экзальтирует Марс, в наилучших своих проявлениях представляющий огненную, материальную энергию творения. Карта эта изображает Пана Пангенетора, Всепорождающего» («Книга Тота»).

Далее Кроули указывает, что Дурак, Отшельник и Дьявол «дают троякое объяснение мужской творческой энергии; однако данная карта [т.е. Дьявол] представляет мужскую энергию в наиболее мужественной ее форме». И впрямь — мужская энергия в наиболее мужественной форме! Только посмотрите на эту карту! Не нужно даже ничего объяснять — едва ли можно было выразить вышеизложенную идею нагляднее, чем это сделала леди Харрис. Все, что изображено на этой карте, — и есть Дьявол. Величественный гималайский козел с третьим оком в центре лба стоит на фоне древа с двумя огромными прозрачными шаровидными корнями. Наибольший интерес здесь, пожалуй, представляют фигурки, помещенные внутри тестикул.

В традиционных колодах Таро на карте Дьявола изображаются мужчина и женщина, предстоящие Дьяволу и всем своим видом выражающие преклонение и рабскую зависимость. В композиции, разработанной леди Харрис, эти персонажи преобразились в четыре женские фигурки, заключенные в правом яичке, и четыре мужские — в левом. Верхняя из этих мужских фигурок — с рогатой головой классического Дьявола, — по-видимому, силой проложила себе путь наверх. Пары пунктирных линий содержат в себе намек на хромосомы, а лучистые звезды на «экваторе» обоих сфер наводят на ассоциации с процессом деления клетки. Вот что представляет собой Дьявол, которого нас научили бояться. Это сама жизнь — безудержная, охваченная страстной любовью и устремленная к росту и слиянию со всем сущим.

«Следовательно, формула Дьявола — полное признание и принятие всего сущего. Грубому и бесплодному он радуется не меньше, чем нежному и плодовитому. Все сущее равно приводит его в восторг. Он олицетворяет обретение исступленной радости в каждом явлении, даже в тех, что естественно вызывают отвращение; он превосходит все ограничения; он — Пан; он — Всё».

В книге «Бессонный мир» Кроули рассказывает очаровательную сказку об инициатическом путешествии маленькой девочки по Древу Жизни. Девочку зовут Лола, [2] а своего провожатого — Священного Ангела-Хранителя — она называет своим Прекрасным Принцем. Достигнув 26-го пути (пути Айин и Дьявола), они попадают на странное пиршество посреди безлюдной вересковой пустоши.

«В полночь явился Дьявол и сел среди нас; но мой Прекрасный Принц прошептал: “Тс-с-с! Это великая тайна, но знай, что это — Иешуа, Спаситель Мира”. Было очень смешно, потому что девочка рядом со мной думала, будто это Иисус Христос, пока другой Прекрасный Принц (брат моего Принца) не шепнул ей с поцелуем: “Тс-с-с! Только никому не рассказывай, но это — Сатана, Спаситель Мира”» [3].


[1] Aleister Crowley, Magick, Liber AHA, Book Four, 2nd ed. rev. Hymenaeus Beta. York Beach, ME: Weiser Books, 1994, p. 277.
[2] Персонаж назван в честь дочери Кроули и Розы Келли, носившей имя Лола Заза. — Примеч. перев.
[3] Aleister Crowley, Konx Om Pax. Chicago, IL: Teitan Press, 1990, p. 10.

© Анна Блейз, перевод, 2007

Взято отсюда.

.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Войти в личный кабинет
Вводный урок
Рубрики
Баннеры
Это интересно
Мои читатели

free counters

error: Content is protected !!