Tabula Mundi — Заметки Художника о Старших Арканах

ШУТ

Для рисунка Шута была использована пластичная анатомическая модель человека, демонстрирующая мышечную систему. Я сочла это подходящим для Шута, поскольку он прост, беспол и не имеет отличительных признаков, но при этом может преобразиться в кого угодно. Использование модели также помогло мне создать необычную перспективу на рисунке. Идея изобразить Шута, входящим в «кротовую нору» структуры пространства–времени, была послана мне свыше. Проблема заключалась в том, каким образом изобразить разрыв вышеупомянутой структуры с помощью маркера, магии или чего бы то ни было ещё.

МАГ

Идея изобразить Мага диджеем пришла ко мне из эфирного плана однажды ночью, где-то между сном и явью. Это была ночь полнолуния и затмения, и она подарила мне идеи и образы для четырёх карт (Мага, Жрицы, Императрицы и Императора), они пришли ко мне одновременно, когда я пробудилась. Хотелось бы мне, чтобы всё всегда было так же просто!

ЖРИЦА

Жрица была создана под вдохновением от картины Вильяма Бугро, изображающей женщину в полумраке. Это типичное живописное воплощение Софии, — кончики её пальцев касаются воды, а над головой сияет полумесяц. Кое-что из этого неизбежно вызывает в памяти Жрицу. Идея гранатов – сердец перешла из одной моей более ранней работы как аллегория алхимического пепла, того, что остаётся, когда завершены все трансформации. Это была одна из идей, пришедших в ту же самую ночь вместе с Магом, — идея совместить все эти элементы в карте.

ИМПЕРАТРИЦА

Я хотела, чтобы по позе Императрицы сразу становилось понятно, что она готова к яростной защите. Мне не хотелось изображать её, как это принято, на последнем сроке беременности. Образ сердца–улья пришёл ко мне во сне много лет назад, задолго до того, как я задумала эту колоду, и стал частью картины, на которой пчёлы кружили вокруг крылатого сердца, полного сотов. Было непросто придумать, как изобразить сердце внутри её тела и при этом в размере, позволяющем рассмотреть детали изображения. Это ещё одна из карт, пришедших одновременно с Магом, причём идея пришла вместе с визуальным образом.

ИМПЕРАТОР

Лица, изображённые на котурнах, это что-то вроде шутки для личного употребления (шутки–самосмейки). В период работы над картой я читала книгу Грэма Хэнкока «Тайна Марса». Размышляя о лице, обнаруженном на поверхности Марса, я нашла в сети его фото рядом с изображением Кроули в церемониальном головном уборе! Они и правда похожи! Дьявол вмешался, и я не устояла!

ИЕРОФАНТ

Для этой карты использован образ классического тибетского ринпоче. Здесь я отступаю от привычного телемитского представления об Иерофанте как о Посвятителе. Иногда в доктринах буддизма, особенно тибетской тантре, отыскивается более подходящий образ, нежели в Телеме.

ВЛЮБЛЁННЫЕ

В период работы над этой картой имели место несколько значимых астрологических констелляций, таких как новолуние в Близнецах и затмение на оси Близнецы–Стрелец. Кроме того, произошло соединение Венеры с Солнцем. Женский персонаж на карте Влюблённые – это Императрица, аркан Венеры; мужской персонаж – это Император, аркан Овна, знака экзальтации Солнца, в котором оно проявляет свои черты наиболее ярко и сильно. Когда я работала над задним планом карты, в моей голове, по вполне понятным причинам, неотвязно звучала «Black Dog»[1] LedZeppelin. (Между прочим, моей любимой песней у LZ является «Kashmir»[2] , и хотелось бы мне заиметь вышитый драконами пиджак Джимми Пейджа. Я бы отдала его в чистку, а потом носила, не снимая. И прекрасно смотрелась бы в нём!)

КОЛЕСНИЦА

Размышления о букве Хет в значении «ограда», в сочетании с тем, что Рак – это кардинальный знак Воды, прямым путём привели меня к превращению Колесничего в Сёрфера. Вдохновением для гиппокампов послужило древнее изображение морского бога и его свиты – бог ликовал, получив согласие невесты, а убедить её богу помогли дельфины[3].

РЕГУЛИРОВАНИЕ

Я родилась в краю долгих зим, поэтому с детства умею кататься на коньках. Если вы хоть раз вставали на коньки, то знаете, что это занятие требует постоянного удержания равновесия. Но как только вам удаётся обрести баланс, катание превращается в прекрасный полёт. Для меня это похоже на аспект Венеры и Сатурна – равновесие, исправление, холодная красота. На тот случай, если вам интересно, музыкальные ноты, а также точки и тире размещены на льду в случайном порядке, и их нельзя прочесть с помощью кода Морзе. Хотя, может быть, есть что-то, чего я не знаю, и это один из случаев, когда запись начинает звучать гармонично при проигрывании в обратном порядке.

ОТШЕЛЬНИК

Для Отшельника я позаимствовала изображения Мерлина с иллюстрации Г.Д. Форда к одной из старых книг о Короле Артуре. Идея пришла ко мне во время новолуния, когда Луна находилась в созвездии Девы. С тех пор, как я увидела его, спускающимся в подземные чертоги, этот образ не отпускал меня – он является идеальным визуальным воплощением пути Отшельника как стража и проводника в более плотные уровни и нисхождения в материю.

ФОРТУНА

Для этой карты у меня не было реального образца. Подобно Магу, образ пришёл ко мне в промежуточном состоянии между сном и пробуждением. Понятия не имею, как Германубис превратился в кольцехвостого лемура. По правде сказать, сначала мне показалось, что это ленивец, но потом я пригляделась и поняла, что это лемур; хорошо, что хоть уловила разницу! То же самое и с другими изображёнными на карте тварями – трёхглазая сова и рука–змея были явлены мне именно в таком виде. Уместное стечение обстоятельств: Фортуна – это аркан Юпитера, и карта явилась мне сразу после того, как Юпитер вернулся в прямое (директное) положение после долгого ретроградного периода транзита через мой пятый дом (дом творчества).

ВОЖДЕЛЕНИЕ

Эта карта была создана, когда мы только вступили в год Змеи. Вдохновением послужила статуя Дурги. В тот период я размышляла над образом Светоносной девы Алхимической Свадьбы и концепцией «женщины, шагающей за львом» — осени (Дева), сменяющей лето (Лев). Когда-нибудь я сделаю альтернативную версию этой карты, где будет больше наготы, возбуждения и экстатического самозабвения, как в Таро Тота.

ПОВЕШЕННЫЙ

Поверите ли вы мне, если я скажу, что “Tied to the Whipping Post” (Allman Brothers)[4] зазвучала, как только я приступила к работе над этой картой? «Боже, мне кажется, что я умираю»… За годы до того как я только начала задумываться над созданием колод Таро, у меня был выполненный в смешанной технике рисунок, который можно считать ранним предвестником Повешенного и в Розетте, и в Табула Мунди. На нём был изображён висящий на дереве человек, а на правой ветви дерева — пчелиный рой в форме сердца. В этом случае тоже не обошлось без астрологических констелляций. Солнце, Меркурий, Венера, Марс, Нептун и Хирон находились в знаке Рыб, мутабельном знаке стихии Воды, самом водном из всех водных знаков. И молодая Луна присоединилась к ним сразу после того, как я закончила работу над картой. Добавьте Сатурн в Скорпионе и большую часть планет в водном знаке. «Всего хорошего, и спасибо за рыбу!»[5]

СМЕРТЬ

Во время создания этой карты я спросила кого-то – будет ли большой ошибкой поместить лосося в Нил? Здесь у нас в местных реках они активно мечут икру, но насчет Нила я не уверена. В общем, ответ собеседника сводился к тому, что ему кажутся забавными мои расспросы о повадках лососей, учитывая, что на карте изображен скелет в шляпе верхом на мифической твари. На что я ответила, что это не шляпа, а Корона Атефа. Рисунок этой карты был закончен, как только миновало полнолуние, и Луна вошла в знак Скорпиона.

ИСКУССТВО

Я хотела изобразить Зелёного Льва как персонификацию крылатой Дианы, как если бы два существа с карты Влюблённые слились воедино и трансформировались. Мне было нужно, чтобы персонаж на карте целился из лука вперёд и вверх и был виден со спины. Рисунок является свободной ассоциацией на скульптуры Артемиды, но сходство со львом, крылатость и хвостатость являются плодом моего воображения. Интересно, что в это время убывающая Луна находилась в знаке Стрельца, а кроме того, была пасхальная неделя. Я нахожу это забавным, поскольку на карте изображено орфическое яйцо и эзотерические символы женского лона.

ДЬЯВОЛ

Когда я начала работу над этой картой, по радио звучала песня Макса Ромео «Chase the Devil»[6] со словами, обращёнными к «Люциферу, сыну Зари». И по удивительному совпадению она зазвучала снова, когда я начала писать главу, относящуюся к этой карте несколько месяцев спустя! Возможно вам будет интересно узнать, что фигура Дьявола, как и Шута, была воплощена с использованием той же самой пластичной анатомической модели ну и, конечно, воображения.

БАШНЯ

Вдохновение для создания Башни пришло ко мне после долгого периода простоя и зависания. Потом я отвлеклась на разные другие вещи, типа собирания орехов гикори в Devil’s Nutting Day[7]. И, наконец, ослепительная вспышка! Конечно, прорыву поспособствовало октябрьское полнолуние с лунным затмением в Овне в канун дня Всех Святых. Поскольку Башня – планетарный аркан Марса (управляющего Овном), а затмение, в свою очередь, может быть, как кульминацией, так и завершением, то произошедшее представляется закономерным. Одна дверь закрылась, другая дверь открылась, всё как полагается. Я не устаю поражаться связям между астрологическими событиями и работой над картами, особенно в тот момент, когда я, кажется, совсем застряла в процессе. Наконец образ Башни пришёл ко мне, и рисунок карандашом был полностью выполнен. Сначала я хотела всего лишь задать ракурс с уровня земли на пылающую и падающую башню, вход в которую – разверстая пасть калидонского вепря с вырывающимися языками пламени. Но постепенно, как будто из ниоткуда, возникли причудливые летучие создания (химера, гигантский ястреб, дракон и грифоноподобный змеелев) и заняли место привычных падающих человеческих фигур. Как и в случае с Отшельником, центральная фигура птицы была вдохновлена иллюстрацией Г.Д. Форда. Мне кажется, их объединяет связь с Йуд. Забавная история: однажды на вопрос, о том, что я получила на свой день рождения, я ответила, что получила большую голову Шивы, имея в виду, что мне подарили большого размера скульптуру, изображающую голову Шивы. Собеседница выглядела озадаченной и переспросила: «Тебя кто-то угостил доброй дозой каннабиса?» Я вспомнила об этом лишь потому, что Шива Разрушитель несет в себе значительную долю символизма этой карты. Ну и потому, что это забавно.

ЗВЕЗДА

Эта карта пришла ко мне посреди ночи, в момент затмения, соединения Солнца и Луны. Серебряный и золотой кубки преобразились в чаши Солнца и Луны, из которых изливаются свет заката и звёзды ночи. Изысканная поза девы была вдохновлена статуей Саломеи. Несмотря на то, что история о Саломее и её матери, потребовавших голову Иоанна Крестителя, жестока и кровава, и, кажется, не имеет никакой связи с этим арканом, есть, однако, у него интересная параллель с пьесой «Саломея» Оскара Уайльда. Эротический танец, исполняемый в пьесе, Уайльд назвал «Танцем семи покровов», что заставляет вспомнить Иштар и сбрасывание ею одеяний при проходе через семь врат. Требуя голову пророка, мать Саломеи, возможно, выступает в роли Королевы Мечей, у которой, в свою очередь, имеется связь с Водолеем через Принцессу Мечей.

ЛУНА

Идея рисунка этой карты пришла ко мне в дни тёмной луны (три дня, предшествующих новолунию). Потом я раскрашивала карту уже в период полной луны и завершила, когда луна вновь истаяла. Моделью для ворот из рога[8] послужила перечная мельничка. Звучит странновато, но таков уж этот аркан.

СОЛНЦЕ

Самая большая в мире статуя сосновой шишки находится в Риме, она называется «Пинья», что по-итальянски, собственно, и означает «Сосновая шишка». Эта римская статуя первого века н.э. находится во дворе Ватиканского дворца, а называется этот двор, представьте себе, Площадью сосновой шишки. Это бронзовая статуя примерно четырёхметровой высоты, по бокам от неё находятся две статуи павлинов, ранее бывшие частью фонтана рядом с римским Пантеоном.

Эта шишка представляет собой лишь одно из чудес, явившихся из «кротовой норы» для создания этой карты. Также, о да, ради того, чтобы нарисовать лемнискату с изображением знаков зодиака, мне пришлось склеить бумажную модель ленты Мёбиуса, чтобы понять, как расположатся знаки (В противном случае я могла бы ошибиться и нарисовать их задом наперед или вверх ногами). Уже спустя значительное время после того, как я закончила рисовать эту карту, я увидела «Театр памяти» Роберта Фладда, который он использовал для созданной им системы запоминания. Этот рисунок очень похож на солнце на моей карте: четыре треугольника, размещённых по кругу внутри гексаграммы. Есть предположение, что именно такова была планировка давным–давно сгоревшего театра «Глобус» шекспировской эпохи. Мне было интересно обнаружить его, ведь и на моей карте рисунок был создан как визуальная подсказка для запоминания деканатов.

ЭОН

Эта карта так значима в колоде Тота! Я старалась быть очень осторожной, давая новые обличья персонажам Стелы Откровения. Надеюсь, что я справилась, поскольку для меня это тоже очень важно. Следует упомянуть, что в некотором смысле, Херу-Ра-Ха, изображённый на картах Эон и Солнце, одновременно является Хру, ангелом, призываемым перед гаданием на картах.

ВСЕЛЕННАЯ

«Она обнажена; все тело ее покрыто тончайшими золотыми волосками — это электрические разряды, которыми вооружены, словно копьями, могучие и грозные Ангелы, чьи нагрудники — чешуи кожи ее»[9]. Когда-нибудь я нарисую огромное полотно, полностью соответствующее этому описанию, и смогу умереть счастливой. Пока же это лучшее, на что я оказалась способна. Дева–Вселенная изображена, возникающей из «кротовой норы», в которую вошёл Дурак; а тоннелю придан вид спирального тороида. Своим вдохновением я обязана гравюре по дереву, выполненной одним из моих любимых художником, М.К. Эшером.

[1] «Чёрный пёс»
[2] «Кашмир»
[3] Похоже на некий вариант мифа о Посейдоне и Амфитрите. Прим. пер.
[4] Песня «Привязанный к позорному столбу».
[5] Название романа Дугласа Адамса из цикла «Автостопом по Галактике». Эта фраза – прощальное послание дельфинов, покидающих землю.
[6] «Изгони дьявола»
[7] Осенний народный праздник.
[8] В русском языке аналога нет. В английском языке образ ворот из рога и слоновой кости заимствован из греческого. Ворота из рога означают правдивые сны, ворота из слоновой кости – лживые наваждения. Ниже – цитата из «Одиссеи» Гомера.
Так, отвечая, сказала царица Лаэртову сыну:
«Странник, конечно, бывают и темные сны, из которых
Смысла нельзя нам извлечь; и не всякий сбывается сон наш.
Создано двое ворот для вступления снам бестелесным
В мир наш: одни роговые, другие из кости слоновой;
Сны, проходящие к нам воротами из кости слоновой,
Лживы, несбыточны, верить никто из людей им не должен;
Те же, которые в мир роговыми воротами входят,
Верны; сбываются все приносимые ими виденья…»
[9] А. Кроули «Книга 418» («Видение и Голос»), перевод Анны Блейз.

© M.M.Meleen. Book M: Liber Mundi
перевод, примечания, оформление © Min
под ред. © AvAdon

Взято с сайта sunny night epoch

.

2 комментария на “Tabula Mundi — Заметки Художника о Старших Арканах”

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Войти в личный кабинет
Вводный урок
Рубрики
Баннеры
Это интересно
Мои читатели

free counters

error: Content is protected !!