Rosetta Tarot — Аркан 0 Шут

Rosetta Tarot — Аркан 0 Шут

Мой пророк — глупец со своими один, один и один; разве они — не Вол и ничто по Книге?

Алистер Кроули. Liber AL vel Legis

Поймешь Шута — поймешь и все остальные арканы.

Lizi Black. Из лекций.

Поймешь Шута — считай, что можно помирать.

AvAdon a.k.a. Nobodyinflesh

Необходимое предупреждение.

Я делаю эту проработку колоды с частичным привлечением каббалистических понятий исключительно для себя. Все, что не взято в кавычки (и не написано курсивом), является моими субьективными инсайтами, соответствующими текущему этапу моего развития и сегодняшнему уровню понимания вещей, и может не совпадать с точкой зрения других лиц или даже общепринятыми (т.н. «абсолютными») истинами.

И даже то, что взято в кавычки, хоть и является цитатами признанных авторитетов, представляет собой компиляцию идей в отрыве от первоначального контекста и в том порядке, который был выгоден мне для подтверждения этих самых инсайтов, поэтому не должно служить другим лицам основой для каких-либо выводов без предварительного изучения первоисточников.

AvAdon a.k.a. Nobodyinflesh

После недельного изучения Ату 0, пожалуй, единственный полезный вывод, к которому я пришел, это то, что Шут – наиболее многослойный из всех арканов, причем эти слои, на первый взгляд, абсолютно несовместимы и даже противоречат друг другу с точки зрения рационального мышления. Но именно поэтому он и называется Шут, Дурак – ему не свойственно рациональное мышление.

Только глубокое погружение в образ Шута, как составной части нескольких систем одновременно, позволяет приблизиться к пониманию этого сложного символа и развить в себе способность «Божественной глупости», когда исчезают все противоречия и потребность в дуальности, и появляется видение «всего в одном» и «одного во всем». Задачу глубокого погружения можно поставить себе на остаток жизни, а пока попробую систематизировать ту информацию (пик вершины айсберга), которую удалось собрать за неделю.

Итак, вот что говорится о Шуте в Book of Seshet:

0 — Шут
Дух Эфира
Стихийный аркан Воздуха
Еврейская буква : Алеф (вол)
Древо Жизни : Путь 11 от [1] Кетер (Венец) к [2] Хокма (Мудрость)

Шут – это архетипичный образ проходящего инициацию, фигура Диониса или Вакха, шагающая через портал, образованный вращающимся Уроборосом. Его порядковый номер ноль, и как выражение Альфы и в то же время Омеги он относится к Нулевой Точке зодиакального круга, которая одновременно есть начало и конец. Эта нулевая точка соответствует 0° Овна; в качестве подсказки шут изображен с бараньими рогами. Уроборос сам по себе также отсылает к идее начала и конца: он непрерывно пожирает и воссоздает себя в бесконечном циклическом процессе, очень схожим с Путешествием (алхимическим) Шута. Шут – это та точка, в которой все вещи во вселенной создаются из Небытия.

Шут андрогинен, но предстает в образе «puer aeternus» (лат. «вечный мальчик»), поэтому здесь и далее будет обозначаться местоимением «он». Чтобы подчеркнуть связь фигуры с Вакхом, его шею обвивает виноградная лоза, опускающаяся до уровня сердечной чакры, а одеждой ему служат шкуры животных, и вместе они вызывают экстаз опьянения и безрассудство. Сзади тигр замахивается когтистой лапой, подгоняя его вперед через портал и не давая повернуть обратно, хотя тот его даже не замечает.

С другой стороны его поджидает Египетский крокодил Себек Пожиратель, символизирующий примитивный животный мозг и разрушительную силу, которая должна завершить (и запустить заново) цикл, начатый Шутом. В раскрытой пасти Себека видна роза. Солнце закрывает место гениталий Шута, а луна виднеется над головой крокодила. Сочетание этих символов мужского и женского начал несет в себе неограниченный творческий потенциал.

Шут льет воду из чаши в одной руке и соединяет ее с огнем из пылающей сосновой шишки в другой руке, алхимическим путем создавая элемент эфира, или воздуха. Шут является стихийным арканом Воздуха, и он ступает сквозь портал в воздушное пространство, из света известного и знакомого во тьму неведомого. Белый голубь вылетает вместе с ним; дух, нисходящий в материю. Бабочки, еще один символ воздуха и трансформации, вьются над его головой и образуют лемнискату, солнечный путь бесконечности. Бабочки также ассоциируются с помещением души в воплощенное тело. На этом аркане мы также видим кадуцей и сперматозоид, стремящийся проникнуть в яйцеклетку.

Путь Шута на Древе Жизни – это Путь Алеф, имеющий номер одиннадцать и соединяющий Кетер, источник, с Хокмой, первой искрой разумного осознания, ведущей к проявлению. Алеф означает вол, и появление столь земного существа на самом возвышенном уровне Древа подчеркивает, что устремление Духа начинается на земном уровне. Путь Шута затрагивает Кетер, сефиру, которая граничит с Айн Соф, или Бесконечным Светом, который еще не существует, но включает в себя все возможности. Мысль создала разум, который создал свет. Шут – это рождающаяся возможность мысли.

В раскладе Шут как первый аркан обозначает инициацию (зарождение), новое начало, творческий процесс и семя воспроизводства. С раскрытым сердцем беззаботно делает он шаг через портал в неизвестность, представляя готовность идти на риск и совершить скачок. Ожидайте неожиданного и готовьтесь к разрушению привычных шаблонов, когда отправляетесь в это путешествие.

© M.Meleen. Book of Seshet
перевод © AvAdon

Кроули в «Книге Тота» пишет: «В конечном счете, все символы старших арканов относятся к области, лежащей вне и выше разума. И главная задача при изучении этих карт – научиться ясно и последовательно мыслить подобным возвышенным способом». В наибольшей степени это относится к Шуту. Этот аркан многозначен, универсален и всеобъемлющ. Вот лишь некоторые из тождеств, на которые можно наткнуться в разных источниках:

Шут = 0
Шут = А = 1
Шут = 0 = ([+х] + [-х]) = 2 (количество значений)
Шут = ALPh = Алеф (1)+Ламед (30)+Пе (80)= 111
Шут = 3, т.к. из союза двух рождается принципиально новое.

Понятно, что каждое из этих значений Шута представляет собой не просто число, а целую философскую и архетипичную систему, которая за ним стоит.

Что касается первых двух, то они показывают первый парадокс Шута — это первый Ату, Алеф — первая буква алфавита, число которой Единица, но в действительности номер Шута — Ноль. Кроме алхимической составляющей (В качестве Единицы (лингам), или буквы Алеф, он символизирует Мужское Начало. В качестве Ноля (йони) он символизирует Женское Начало, плодородную Мать — но об алхимических соответствиях лучше говорят следующие три тождества), в этом можно усмотреть идею рождения Всего из Ничего.

Как Нуль Шут символизирует каббалистическую идею трех покровов Бытия — Айн, Айн Соф и Айн Соф Ор — Ничто. Как Единица Шут одновременно обозначает создающееся Нечто (что путем трансформации может затем стать Всем, чем угодно). Именно поэтому Дюкетт сказал о нем: «По большому счету, не существует двадцати двух старших арканов. Есть только один Дурак, а все остальные старшие арканы содержатся в нем и из него исходят». Эту идею потенциального содержания в себе всех остальных арканов Кроули передал в своей карте изображением котомки у Шута с символами всех планет и знаков Зодиака. В Rosetta Tarot котомки у него нет, но здесь этот же смысл обозначен присутствием на карте деталей со всех остальных арканов. На этом подробнее остановлюсь чуть позже.

Следующие три тождества Шута подчеркивают его алхимическую природу. Кроули пишет: «Это одна из трех материнских букв, которые различными способами сообщаются, взаимодействуют и переплетаются». Да, Шут — это первый аркан и при этом стихийный ату Воздуха, но это не значит, что Воздух является первоисточником всего сущего. «…Будь это так, нарушилась бы вся система Таро, как мы ее знаем, поскольку в ней первоотцом в последовательности творения выступает Огонь. Воздух же подобен Нулю, примиряющему противоположности».

Как Нуль примиряет противоположности в равенстве 0=([+x] + [-x]), так и Шут поставлен на первое место, чтобы подчеркнуть, что все Сущее несет в себе все стихии и является результатом их сочетания. Включение в себя всей высшей триады (Огонь-Вода-Воздух, Отец-Мать-Сын и т.д.) очень наглядно обозначено в символике Шута — присутствующим на карте объединением Огня фаллической сосновой шишки и Воды Святого Грааля. В Rosetta Tarot к тому же в месте их пересечения изображена бабочка как символ рождающегося Воздуха. Присутствующий на карте кадуцей – две змеи, обвившиеся вокруг жезла, также символизируют противоположности и центр, вокруг которого они обвиваются и в котором могут соединиться.

Дополнительно можно разглядеть еще один Элементарный слой — синее яйцо, изображенное на карте в виде портала, является символом Акаши (прибл. соотв. Дух, Эфир), элемента, который Кроули называл «источником всего сотворенного мира». Хотя с другой стороны, этот же Уроборос образует цифру 0, присвоенную этому аркану, и тогда, как уже было сказано выше, этот символ уже является носителем женского начала, изображая матку (в связи с чем логичным представляется изображение в нем сперматозоида и яйцеклетки, а Шута в целом — соответственно, как зародыша в матке).

Самое главное — отвлечься от кажущегося противоречия в этих символах, допустить, что все эти слои накладываются друг на друга и переплетаются, существуя все одновременно. Кроули писал: «Необходимо постоянно помнить о том, что всякий символ двусмыслен. Настаивать лишь на каком-то одном из противоречивых свойств, заложенных в символ – значит, расписаться в своей духовной несостоятельности, хотя вследствие предрассудков подобное случается на каждом шагу. Простейший признак посвящения – интуитивное понимание того, что каждый символ заключает в себе оба эти противоположных смысла». И еще ниже: «Чем глубже мы всматриваемся в эту схему, тем явственнее различаем в ней отождествление Противоположностей. Голубь — птица Венеры, но он же — символ Святого Духа, то есть Фаллоса в его самой возвышенной форме. Поэтому нет причин удивляться и отождествлению отца с матерью».

В общем, работа над Шутом, особенно над этим его аспектом, должна помочь выработать видение, как у того раввина из притчи: «Два спорящих приходят к раввину. Первый излагает свое мнение. Раввин говорит: ты прав. Второй излагает мнение, несовместимое с первым. Раввин говорит: и ты прав. Тогда случившийся здесь третий говорит: как же так? это же невозможно! они не могут быть правы оба! Раввин говорит: и ты тоже прав».

Кроме перечисленных функций в виде «Ничто» и «Нечто», Шут еще несет в себе определенную нагрузку, связанную с положением на Древе Жизни.

На Древе Жизни путь Алеф находится между Кетер и Хокма. Кетер – изначальный источник, из которого эманируются все остальные сефирот Древа Жизни. Алеф находится в прямом с ним соприкосновении и несет в себе всю полноту его энергии, передаваемой от Кетер мужской фаллической сфире Хокма, или сфире зодиака. В документах Золотой Зари, опубликовынных Регарди, Шут определяется как «Венец Мудрости, Перводвигатель, действующий на Зодиак через посредство стихии Воздух».

Итак, подводя итог вышеописанному, Шут:

1) Сам по себе Ничто

2) Точка, в которой все во Вселенной создается из этого Ничто – рисуется (скорее, намечается пунктиром) очередное Древо Жизни, поэтому потенциально заключает в себе все сефирот и все пути (Шут=Джокер).

3) Путь Кетер-Хокма на этом Древе Жизни, поэтому не знающий о том, что дальше ждет, но заряжающий и передающий фаллическому началу всю силу первоисточника для дальнейшего развития.

По правде говоря, попытки перенести все эти абстрактные идеи на уровень Микрокосма вызывают у меня огромные затруднения (из-за отсутствия достаточного понимания их и практического опыта). Соответственно, приводимые примеры могут выглядеть топорными и притянутыми за уши. Но, если очень-очень примитивно посмотреть на эти идеи, у меня возникает следующая ассоциация:

Молодой человек, только отучившийся, но не нуждающийся в работе и пока не помышляющий о ней, беззаботно и бесцельно идет по улице. Его взгляд привлекает объявление о наборе персонала в какую-то Компанию (где-то в Пространстве Вариантов рисуется пунктиром Древо Жизни со всеми потенциальными возможностями — успешное собеседование, продвижение, карьера и т.д., а, возможно, даже ответвлениями в виде других Древ — знакомство в командировке с будущей женой, переезд в другую страну, производственная травма, несчастный случай и т.д.). Он срывает телефон, повинуясь какому-то внутреннему импульсу, который сам не осознает (может, даже цвет объявления привлек или красивый шрифт), но еще не знает, позвонит ли по нему, не говоря уже обо всех остальных возможностях.

Из всех связей Шута с остальными арканами на одной хочется остановиться более подробно. Вообще-то хочется на двух, но связь с Повешенным уже очень красиво и подробно расписана у Телемского в «Прыжке», поэтому попробую произвести сопоставление только с Дьяволом. Это сопоставление весьма уместно именно в контексте колоды Rosetta Tarot, потому что среди всех прототипов Шута, умещенных Кроули в Таро Тота (Зеленый Человек, Великий Дурак, Парсифаль, Зевс Арренотелий, Дионис Загрей, Вакх Дифий, Бафомет…), автор данной колоды выбрала для своего изображения именно Диониса, или Вакха. А история культов этих персонажей напрямую связана с Паном, отсылающим к 15му Аркану.

Косвенным указанием на их связь для меня также послужило звуковое совпадение: Ничто, соответствующее Шуту как Нулю – Айн – буква Дьявола, поэтому я покопался в интернете на предмет взаимодействия букв Алеф и Айн. Выяснилось, что эти две буквы, обе полугласные, часто одинаково произносятся, и даже не всегда понятно, какая именно буква фигурирует в том или ином слове. Для того, чтобы правильно определить букву, необходимо знать ее интерпретацию.

Чаще всего буква Алеф несет более возвышенный, духовный смысл, а буква Айн — материальный. Например, слово Ошер, начинающееся с буквы Алеф, будет переводиться как «Счастье», подразумевая нечто духовное и даже в чем-то сверх-человеческое. Если это слово начинается с Айн — оно означает «Богатство (именно денежное)», т.е. гораздо более материальный аспект счастья (вот она — «Дьявольская» материализация). Произношение в обоих случаях одинаковое.

Далее, в Библии есть стих, описывающий события после грехопадения: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт., гл. 3, ст. 21). Слово «кожа» и слово «свет» звучат одинаково — ОР, но в значении «свет» первой буквой стоит Алеф, а «кожа» — Айн. Видимо, до грехопадения одеждой служил лишь чистый божественный свет, и задача исправления — вернуться обратно от Айн к Алеф. Меньше всего хочу (и могу) заниматься толкованием Священного Писания, но тот факт, что в Rosetta Tarot наш Вакх изображен в кожаных одеждах, возможно, каким-то образом связан с этой историей.

У Кроули насчет их связи (в главе про Дьявола) написано следующее: «В Еврейском алфавите три полугласные буквы – Алеф, Йод, Айн, и из этих трех букв образуется священное имя Бога – IAO, поэтому соответствующие им три Ату – 9, 0 и 15 – дают троякое объяснение мужской творческой энергии, однако данная карта (Дьявол) представляет мужскую энергию в наиболее мужественной ее форме». Т.е. Шут — менее материальная форма той же самой творческой энергии, которую несет Дьявол, а алхимическая природа Шута, о которой писалось выше — суть не что иное, как мощнейшая сексуальная энергия, лежащая в основе всего Творения. И если Дьявол — это аспект Пан Пангенетор (Всепорождающий), то Шут как Начало и Конец всего олицетворяет и Пангенетор, и Памфаг (Всепожирающий).

Обобщая свои мысли про карту Шута, Кроули сказал: «Вся картина в целом – символ Творческого Света». Дюкетт дал свое пояснение: «О значении этих символов мы можем только догадываться. С моей точки зрения, весьма вероятно, что они намекают, по крайней мере отчасти, на некоторые аспекты сексуальной алхимии, о которых Кроули предпочитал не высказываться в печати подробно. Мощь и безграничный потенциал процессов размножения вполне соответствуют общей символике «творческого света».

А автор Rosetta Tarot своим изображением еще прибавляет подсказок о сексуальной природе данной энергии — кроме выбора Вакха как образа центрального персонажа, она изображает на карте сперматозоид, оплодотворяющий яйцеклетку; также Cолнце на гениталиях Шута гораздо большего размера, чем у Тота, и доходит до солнечного сплетения, Тиферет. Рожки у Шута, возможно, и отсылают к 0 градусов Овна, возможно, означают расширенное восприятие, как у Кроули, но еще в современном английском языке horny — это не только «рогатый», но и «сексуально возбужденный». Вспоминая о двусмысленности каждого символа, о котором говорил Кроули, можно и Тигра отнести не только к страху (к тому же здесь он не так уж свирепо выглядит), но и к кошачьей сексуальности, рвущейся наружу вместе с Шутом.

Итак, как соединение полярных противоположностей, взявший лучшее от обоих, Шут может быть:

— андрогин

— бисексуален (т.к. у него еще нет самоидентификации). Выбранный персонаж – Дионис широко известен в мифах своими любовными связями с представителями обоих полов. А о том, что творилось во время Вакханалий, наверное, слышали все. У Кроули: «Предание о Вакхе гласит, прежде всего, что он был Дифием – двуприродным, и эпитет этот указывает не столько на гермафродитизм, сколько на бисексуальность».

И в первом, и во втором случае Шут – обладатель колоссальной творческой сексуальной энергией, которая произвела его на свет. Это не та сексуальность, которая подбивает Дьявола к рождению для материализации жизни (Шут еще на это не способен), а сексуальная энергия как основа жизни в целом. Она сродни детской неосознанной гиперсексуальности, когда еще не знаешь, что это, как это, мальчиков с девочками не различаешь, но природа, произведшая тебя на свет, рвется наружу.

Следующая задача — направление этой энергии в правильное русло (не эту ли идею имеет в виду автор, говоря в своей книге: «устремление Духа начинается на земном уровне»?). И здесь ключевую роль играет образ крокодила (разумеется, этот символ означает большее, чем просто «опасность»).

«Вначале у Крокодила не было средств продолжения рода. Но именно поэтому — а не вопреки этому – он символизировал высокую степень творческой силы»,- пишет Кроули и дает затем прямую отсылку к Фрейду. Очевидно, что в теории Фрейда наиболее приближенным к данному процессу является понятие сублимации.

И именно в этом состоит задача использования того потенциала, который заключает в себе Шут — полное раскрытие творческого начала символизирует роза, помещенная на изображении в пасть крокодилу. Поэтому, с одной стороны, Крокодил – Пожиратель, и он завершает цикл Шута, как написано в Book of Seshet. Но он же – символ творческой сублимации, и начинает цикл Шута заново.

Цикл этот состоит в прохождении всех Старших Арканов, которые Шут потенциально уже заключает в себе. Символом этого являются детали изображения Шута, перекочевавшие с других карт:

Кадуцей — Маг, Отшельник; Лунный серп — Жрица, Луна; Роза — Императрица; Бараний рог — Император; Голубь — Иерофант и Башня; Алхимическое соединение — Влюбленные, Искусство; Грааль — Колесничий, Вожделение; Крокодил — Фортуна; Сперматозоид — Смерть; Виноград — Дьявол; Звездная завеса — Звезда; Солнечный диск — Солнце; Светящаяся лемниската — Эон; Уроборос — Вселенная.

Лишь с двумя арканами у меня возникли затруднения в поисках общих символов — Регулирование и Повешенный. Но если с Регулированием можно сопоставить текст про Шута из Book of Seshet«…выражение Альфы и в то же время Омеги…» явно просматривается на двух чашах весов Регулирования, то с Повешенным почему-то решение долго не приходило. Хотя сейчас оно мне кажется наиболее очевидным из всех остальных сочетаний — общей для арканов Шута и Повешенного является центральная фигура, образ «зародыша». Тигр (а он как символ единственный исчез, ни на одном старшем аркане больше не встретившись), если его воспринять-таки как страх, и привел поддавшегося ему Шута к такому состоянию — вместо воздушного порыва и «квантового скачка» — укоренившиеся в мертвых водах пальцы.

Взято с сайта «Sunny night epoch»

.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Войти в личный кабинет
Вводный урок
Рубрики
Баннеры
Это интересно
Свежие комментарии
Мои читатели

free counters

error: Content is protected !!