Числовые карты, общий обзор
Изображение кликабельно |
Числовые карты
Ну, вот мы и добрались до тридцати шести числовых карт. В старинных колодах эти карты назывались «очковыми» и, как правило, украшались лишь простым геометрическим орнаментом, составленным из Жезлов, Чаш, Мечей или Дисков. Иногда в одном или нескольких углах карты указывалось ее число, как на современных игральных картах.
Ситуация изменилась коренным образом лишь после того, как в учебных материалах ордена Золотой Зари появились секретные описания изображений для числовых карт, а Артур Эдвард Уэйт опубликовал колоду Таро, созданную по его указаниям художницей Памелой Колман Смит. Числовые карты превратились в картины, по-своему не менее красноречивые и волнующие, чем старшие арканы.
Образы, описанные в разработках Золотой Зари, существенно отличаются от тех, что представлены в колоде Уэйта-Смит. Уэйт,высокопоставленный член ордена Золотой Зари, подчинялся клятве, обязывавшей его хранить в тайне истинные эзотерические образы и значения карт. Созданная им в сотрудничестве с Памелой Смит колода предназначалась не столько для того, чтобы явить миру подлинные таинства, сколько чтобы надежнее скрыть их. И в этом отношении Уэйт, безусловно, преуспел.
Выстроить на основе его колоды мало-мальски сложное или хоть в чем-либо эзотерическое учение было бы нелегко: Уэйт действительно сделал все возможное, чтобы не нарушить свои обеты. Единственное, чего он, судя по всему, не предвидел, — так это то, что много лет спустя его колода приобретет такую бешеную популярность и породит самодостаточную символическую систему, великолепно подходящую для гаданий. Иными словами, с каббалистической точки зрения Таро Уэйта-Смит — далеко не идеальная колода, но как гадательный инструмент она в своем роде совершенна.
/Лон Майло Дюкетт/
Сторонники системы Уэйта, не спешите забрасывать меня помидорами! Заметьте, я процитировала Дюкетта, который высказал своё мнение о Таро Уэйта. Он только подтвердил то моё мнение о колоде, которое я составила много раньше, чем прочитала его статью. Дюкетт не стал вдаваться в подробности, что же конкретно исказил Уэйт.
А я поясню. Так, не вдаваясь в каждый аркан, навскидку. Более всего Уэйт пощадил Старшие арканы. Из Дьявола сделал барабашку, на которого навесил все мыслимые и немыслимые гадости, из Луны – «белую и пушистую» обманщицу. Мы уже изучили с вами Старшие арканы и теперь вы можете сами оценить тот вред, который был нанесён Таро.
Но вот в Младших арканах Уэйт «повеселился» на славу. Тут он уже внёс буквально глобальное искажение. Он поменял местами «всего навсего» соответствия стихий и мастей. Не всех, только Мечи и Жезлы. Но и этого достаточно, чтобы уж точно никто не догадался, что Таро может иметь мало-мальски эзотерический смысл.
При знакомстве с Придворными картами мы уделили внимание порядку расположения Миров/стихий на Древе Жизни. Выяснили, что вначале зародился Огонь (Воля), затем – Вода (эмоции), только после этого – Воздух (Разум) и последней – Земля, включившая в себя свойства всех стихий.
А теперь представьте себе, что Уэйт Масти Жезлов приписал стихию Воздуха, а Мечам – Огня. Ну, и что изменилось, скажет тот, кто видит в Таро инструмент для гадания? Да так, ничего особенного не изменилось… Но, если учесть по Уэйту, что вначале были «Мечи-Огонь», то получается полная билиберда! Рассмотрите цифровые карты масти Мечей. Там идёт конфликт, явный, между эмоциями и разумом. Но, позвольте, Уэйт заявил, что Мечи – Огонь. Следовательно, ни эмоции, ни Разум ещё не зародились… Короче, поставил лошадь позади телеги…
Именно на этом основывается моё явное неприятие и неуважение к староэонным колодам Таро. В первую очередь базирующихся на системе Уэйта. Одно дело, когда человек не обладает информацией и создал такую колоду. Совсем другое дело, когда знает, но искажает намеренно.
Прежде, чем начать изучать числовые карты, рекомендую прочитать несколько статей Дюкетта. Вот даю ссылки тем, кто обучается дистанционно. Очникам я весь материал подала «на блюдечке с голубой каёмочкой»:
Вот это я вас загрузила! Читайте, если действительно хотите понять Таро. Я же кратко поясню, как подступиться к числовым картам. Из чего складывается их значение. У Дюкетта даже статья есть «Формула числовых карт».
Подходим к их пониманию точно так же, как при изучении Придворных карт. Вспомните, вначале мы выясняли, что общее, что связывает, допустим, всех Принцев. Затем – чем они различаются. Тут то же самое. В каждой сефироте, начиная с Кетер, расположены по четыре числовые карты.
Они все имеют свойства, присущие сфироте, в которой находятся. Плюс к тому, на них влияет расположение сефироты в том или ином Столпе Древа Жизни. На них всех влияет принадлежность сфироты к Миру/стихии. Различаются же принадлежностью к собственной стихии и астрологическим соответствием. Не пугайтесь. Это на первый взгляд сложно. Когда будем детально изучать каждую карту, это, наоборот, поможет её понять.
Хочу ещё раз сделать ударение на связи Младших арканов с астрологией, объяснить, на основании чего были проведены именно те астрологические соответствия, которые мы видим в числовых картах. В этом мне помог разобраться астролог Ди. Его можно прочитать на Касталии.
Каждая масть Таро соответствует определённой стихии. Первая стихия, стихия Огня, и ей соответствует масть Жезлов. За стихией Огня, при движении по любому из крестов, следует стихия Воды, которой в Таро соответствует масть Чаш. Далее следует Воздух — масть Мечей, и, наконец, масть Дисков, соответствующая Земле.
Как пишет Кроули в своей «Книге Тота» «Тузы представляют корни четырёх элементов. Они составляют особую группу и занимают положение над остальными малыми картами. Этим они напоминают Кетер». А далее он продолжает: «С точки зрения обычного человека, Хокма фактически является №1, а не №2, поскольку она — первое проявление; Кетер полностью сокрыт, и никто не знает о нём ничего».
Это даёт нам подсказку, как расположить остальные карты на зодиакальной схеме. Если Хокма, номер два, является первым проявлением невидимого мира во Вселенной, то она должна относиться к силе Отца или Энергии, как наиболее тонкому и наиболее загадочному, «призрачному» началу и это отсылает нас к знакам кардинального креста.
Поэтому мы можем уверенно соотнести все Двойки с первыми деканатами кардинальных знаков, стихию которых укажет масть выбранной карты. Так Двойка Жезлов — первый деканат Овна, поскольку Овен огненный знак кардинального креста. Двойка Чаш — первый деканат Рака, Двойка Мечей — первый деканат Весов, а Двойка Дисков — первый деканат Козерога.
Тройки следуют за Двойками, поэтому всем тройкам мы припишем второй деканат кардинальных знаков, а четвёркам, соответственно, — третий и последний деканат кардинальных знаков.
Когда мы дойдём до Пятёрок, и у нас встанет вопрос, с чем их соотнести, мы соотнесём их с первыми деканатами фиксированных знаков, поскольку за Отцом стихии следует её Сила. Рассуждая аналогично, мы установим связь Восьмёрок с первыми деканатами подвижных знаков, потому что Дух замыкает триаду.
Таким образом, на каждый знак зодиака приходится по три карты. Чем же различаются три карты, относящиеся к одному знаку? Очевидно, управителем деканата. Но заметим, что деканатов в знаке три, а это означает, что первый деканат будет иметь качества подобные качествам кардинальных знаков, второй деканат будет похож по свойствам на знаки фиксированные, а третий — на знаки подвижные.
Воспользовавшись этими формулами, можно описать Числовые карты от Двоек до Десяток.
Дюкетт пишет, что значения числовых карт складываются из:
а) основных значений десяти сфирот;
б) четырёх каббалистических Миров;
в) простая формула, состоящая из двух каббалистических и двух астрологических переменных:
номер карты в масти + планета в зодиаке = числовая карта.
Думаю, все остальные подробности вы прочитаете в его статьях. Завершу разговор о числовых картах только ещё одним отрывком из статей Дюкетта:
Общие правила
(Когда вы начнете изучать характеристики отдельных числовых карт, советую вам почаще возвращаться к этому разделу.)
За исключением тех случаев, когда присутствуют сильные смягчающие астрологические факторы (которые мы вскоре обсудим), на практике обычно применимы следующие правила:
* Тузы, Двойки и Тройки
(карты высшей триады сфирот) очень сильны и сообща определяют общие принципы своих мастей;
* Четверки
(как первое проявление мастей ниже Бездны) определяют свою масть в реальной действительности. Кстати говоря, Четверки не имеют представления о том, как обстоят дела выше Бездны и потому (подобно демиургам) ошибочно принимают себя за Тузов своих мастей. Они очень сильны и, подобно демиургу Зевсу, утверждают «власть закона» в своей стихии;
* Пятерки
активны и сильны, но неуравновешенны и доставляют много неприятностей. (Почему бы не сказать прямо: Пятерки — это сущий кошмар?);
* Шестерки
— заведомо сильные и благородные представители своих мастей (поскольку каждая из них — прямое отражение и первое уравновешенное проявление соответствующего Туза);
* Все семерки
(неуравновешенные и расположенные низко на Древе Жизни) очень сложны и, по большей части, совершенно ужасны;
* У Восьмерок
много общего с Семерками (они тоже неуравновешенны и расположены в нижней части Древа). Однако Восьмерки опустились уже так низко, что изначальная энергия масти в них уже начинает истощаться, поэтому очень важным фактором для них становятся планетарные и зодиакальные соответствия. Одни из них благоприятны, другие не особенно;
* Девятки
в целом стабильны и служат опорой своей масти. Исключение — Девятка Мечей;
* Десятки
— это, как правило, просто катастрофа: все они, кроме Десятки Дисков, находятся на грани полной утраты своей сущности (по масти) и падения в низший мир. Десятка Дисков — исключение. Это самая последняя из числовых карт, и падать ей уже некуда. Остается только вернуться обратно, на самый верх. И этот маленький фокус, как мы со временем узнаем, — великая тайна, на которой держится вся вселенная.
Десять сфирот Древа Жизни можно рассматривать как процесс нисхождения энергия. Говоря о них таким образом, мы в действительности будем рассуждать о сотворении проявленной вселенной. Можно рассматривать последовательность сфирот как процесс нисхождения сознания. В этом случае мы будем рассуждать о подлинном смысле предания о «грехопадении» человека. И, наконец, можно рассматривать последовательность сфирот как процесс нисхождения света — а когда свет нисходит по ступеням сфирот, появляются цвета.
ВНИМАНИЕ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ! |
---|
.