Ату 0 — Дурак

Ату 0 — Дурак
Лон Майло Дюкетт

Дух Эфира
Стихийный аркан Воздуха
Первоначальная композиция: бородатый старец, изображенный в профиль [1] . Он смеется; в левой руке у него сфера — вместилище Иллюзии; на правом плече — посох, разделенный по длине на 463 доли [2] . У ног старца — лев и дракон; неясно, нападают они на него или ластятся к ногам; однако он, по всей видимости, не обращает на них внимания [3] .
Еврейская буква: Алеф (бык).
Путь Древа Жизни: 11-й, соединяющий Кетер (Венец) с Хокмой (Мудростью)
Цвета: яркий светло-желтый; небесно-голубой; сине-изумрудно-зеленый; изумрудный, испещренный золотым.

«Ничего не знай!
Все пути законны для невинности.
Чистая глупость — Ключ к Посвящению.
Безмолвие взрывается экстазом.
Будь не мужчиной, не женщиной, но тем и другим в одном.
Храни безмолвие, о Дитя в Яйце Синевы, дабы вырос ты достойным нести Копье и Грааль!
Странствуй одиноко и пой! Во дворце Короля ожидает тебя королевская дочь» [4] .

Возможно, вам это покажется странным, но свои рассуждения о первом аркане Таро, Дураке, я намереваюсь начать с цитаты из раздела «Книги Тота», посвященного последнему аркану, Вселенная:

«…в карте Вселенная содержится символ завершения Великого Делания в его наивысшем смысле — в точности, как Ату Дурак символизирует его начало. Дурак — это небытие, переходящее в проявленность; Вселенная же — проявленность во всей полноте, достигшая своей цели и готовая вернуться к началу. Двадцать карт, лежащие между ними, представляют Великое Делание и вершащие его силы на различных стадиях» [5] .

По большому счету, не существует двадцати двух старших арканов. Есть только один Дурак, а все остальные старшие арканы содержатся в нем и из него исходят. Ни одна из семидесяти восьми карт Таро не вызывала у толкователей такое благоговение, как Дурак, — и ни одна не понималась настолько превратно. Кроули в «Книге Тота» посвящает одной этой карте целых двадцать четыре страницы, увлекая при этом читателя в головокружительное турне по основным достопримечательностям греческой, римской, индийской, еврейской, языческой и христианской мифологий.

В самом привычном для нас образе Дурак — это молодой бродяга, увенчанный венком из лавра или плюща. Он облачен в пестрые лохмотья и держит в руке белую розу. На плече у него — узелок на палке. В некоторых вариантах карты Дурака кусает за пятки собака или крокодил. Задрав голову и глядя в небо, Дурак беспечно шагает к краю обрыва и делает последний роковой шаг: одна нога его еще на земле, но вторая уже занесена над пропастью.

Но у леди Харрис Дурак получился совсем другой. Он твердо стоит обеими ногами… в воздухе!

Что же такого таинственного и грозного в карте Дурака? Разве это не просто очередной актер средневековой труппы, обычный Шут, забавляющий Императора, Императрицу и Иерофанта? Может быть. Дурак колоды Тота сохраняет многие элементы традиционной образности. Однако с мистической точки зрения, Дурак — это нечто гораздо большее (то есть, на самом деле, гораздо, гораздо меньшее). Дурак-Шут заключает в себе последнюю, предельную загадку. Творение и смысл жизни — это огромная непостижимая шутка. Дурак — даже не Бог, а нечто еще большее. Дурак — это то самое «ничто», которое мы подразумеваем, утверждая: «Бог возник из ничего». Дурак совершенно пустоголов: будь у него в голове хоть что-нибудь, он утратил бы свою невинность.

Как первый из старших арканов, Дурак, по логике вещей, должен был бы соответствовать числу 1. Но в действительности его число — не 1, а 0. И в этом — его первая и главная шутка: он создает единицу (а следовательно, и все остальное) из ничего.

«Да это же полное безумие!» — возопит ваш рассудок, и, до некоторой степени, он будет совершенно прав. В появлении чего-то из ничего нет ни малейшего смысла. Но если мы хотим проиллюстрировать саму эту иррациональную идею возникновения чего-то из ничего, то что может стать для нее лучшим символом, как не идиот — ничего не соображающий дурак?

Гарпо Маркс:

Я видел несколько ранних эскизов этой карты, отвергнутых Кроули. К моему полному восторгу, на двух из них безошибочно узнается портрет Гарпо Маркса. Восхитительно! В фильмах братьев Маркс Гарпо был именно архетипическим дураком. Намек на это можно обнаружить даже в самом его имени. Гарпо не просто гоняется за девушками и, в свою очередь, выставляет дураками самых чопорных и скованных персонажей, — он делает все это без единого слова. Он хранит безмолвие, точь-в-точь как мифологические персонажи, к которым восходит образ Дурака: как Гарпократ (почти что тезка Гарпо) — эллинистический бог невинности; как Дионис в ответ на вопрос царя Пенфея «Что есть истина?»; как Христос, который молча стоит перед Пилатом, задающим ему тот же самый вопрос.

Эскизы карты Дурака:

Дурак Таро Тота сохраняет многие элементы, знакомые нам по традиционным колодам, но при этом откровенно демонстрирует, что персонаж, с которым мы имеем дело, — не кто иной, как непостижимое верховное божество всех эпох и культур. Он — языческий Зеленый Человек, олицетворение весны; он — Парсифаль, простодушный глупец, добывающий Святой Грааль; он — Гарпократ, невинный младенец, египетский бог молчания; попирающий бога-крокодила Себека, Пожирателя. Его «дикие» глаза и рога, а также присутствующие на карте тигр, сосновые шишки, виноград и плющ выдают в нем ту сокровенную сущность космоса, которой веками поклонялись под именем Диониса. Это Дионис Загрей — рогатый сын Зевса; это Вакх Дифий — пьяный и безумный пансексуальный бог божественного экстаза.


Эскизы карты Дурака:

Дурак, изображенный Фридой Харрис, — настоящий кладезь священных образов, многие из которых удается обнаружить лишь посредством долгой медитации (и при помощи увеличительного стекла). Он врывается в мир из-за покрова трех спиральных колец, которые исходят из его сердца и в него же возвращаются. Это три завесы небытия (Айн, Айн Соф и Айн Соф Аур [6] ), которые, по учению каббалы, дали начало творению. В котомке Безумца заключена вся вселенная, представленная в образе монет с планетарными и зодиакальными символами.

Дурак — не кто иной, как сам Дух Святой. Из чаши Грааля в его правой руке вылетают голубь — символ Святого Духа; бабочка — символ трансформации; крылатый шар — символ вечно движущегося воздуха; и египетская богиня-коршун Маут (Мут) [7] . Подобно Деве Марии, Маут зачала от духа (дыхания) ветра. «Вся картина в целом — символ Творческого Света» [8] , — заключает Кроули.

Памятуя об этом, в заключение я хочу привлечь внимание читателей к образу Солнца, прикрывающего гениталии Дурака, и почти незаметному лунному серпу, расположенному прямо над головой крокодила. Между двумя этими основными символами мужского и женского начал находятся, по описанию Кроули, «два младенца-близнеца, сплетенные в объятии на среднем завитке спирали. Над ними парит благословение трех цветков в одном» [9] .

О значении этих символов мы можем только догадываться. С моей точки зрения, весьма вероятно, что они намекают, по крайней мере отчасти, на некоторые аспекты сексуальной алхимии, о которых Кроули предпочитал не высказываться в печати подробно. Мощь и безграничный потенциал процессов размножения вполне соответствуют общей символике «творческого света». Но на какой бы гипотезе мы ни остановились, так или иначе, я прошу вас в ходе изучения последующих арканов не упускать из виду тот очевидный факт, что гениталии Дурака скрыты солнечным диском.


[1] В каббале так символически изображается великий Отец всего сущего — Арик Анпин (др.-евр.), или Макропрозоп (др.-греч.), что означает «Великий Лик»; он частично скрыт, поскольку связан с небытием, а частично проявлен — как Кетер, первая сефира; поэтому «Великий Лик» обращен к зрителю в профиль и виден лишь наполовину (как сказано в каббале, «все в Нем — правая сторона»). — Примеч. перев.
[2] 463 — нумерологическая сумма букв еврейских слов, означающих в переводе «Миндальная ветвь» (миндальная ветвь — один из символов сефиры Кетер), а также нумерологическое соответствие имени Ра-Гор-Хут (владыки нового эона) в системе телемы. Кроме того, на Древе Жизни число 463 символизирует Срединный столп: это сумма числовых соответствий всех проходящих вдоль него путей. — Примеч. перев.
[3] Aleister Crowley. 777 and Other Qabalistic Writings. York Beach: ME, Weiser Books, Inc., 1986. Column CLXXXI, p. 34. — Примеч. Л.М. Дюкетта.
[4] The Book of Thoth, pp. 253—254. — Примеч. Л.М. Дюкетта.
[5] The Book of Thoth, p. 118. — Примеч. Л.М. Дюкетта.
[6] См. http://annablaze.livejournal.com/77947.html.
[7] См. раздел «Колесница». — Примеч. Л.М. Дюкетта.
[8] The Book of Thoth, p. 69. — Примеч. Л.М. Дюкетта.
[9] The Book of Thoth, p. 69. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley’s Thoth Tarot. Weiser Books, 2003.
© Перевод: Анна Блейз, 2007.

Взято отсюда.

.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Войти в личный кабинет
Вводный урок
Рубрики
Баннеры
Это интересно
Свежие комментарии
Мои читатели

free counters

error: Content is protected !!