Выбор колоды Таро
Как выбрать колоду Таро для серьезной практики
Разумеется, выбор колоды Таро индивидуален, и многое зависит от ваших вкусов. Однако если вы всерьез намерены научиться искусству предсказания или же изучить Таро как энциклопедию оккультного символизма, следует остановить свой выбор на одной или нескольких серьезных колодах, которые несут в себе целую историю развития философской мысли. Сколь же часто начинающему тарологу или адепту магической науки бывает сложно понять, какая из колод стоит его времени и денег, а какая – нет.
Ведь выбор огромен, а ресурсы небезграничны. Тем более хочется начать понимать Таро если не сразу, то после нескольких месяцев изучения. Есть такие колоды, с которыми это просто невозможно. Но сначала я расскажу, что важно в колодах. Разумеется, я не смогу описать все существующие варианты Таро в этой статье, но по прочтении у вас должно сложится довольно полное представление о том, какими они бывают.
Кратко о методе
Каждый из старших арканов Таро – это архетип, некий собирательный образ силы или энергии, которая вызывает в вашей жизни определенные изменения.
Образы земных и божественных родителей, теневая сторона личности, вдохновляющие или ужасающие образы сексуальных партнеров, а также различные знаки и символы удачи и неудачи, движения и стагнации, разделения и объединения – все это относится к глубинам нашей психики.
В идеале расклад Таро – это фотография человека, его личной истории, менталитета и указание на его перспективы в этой связи. Ведь не бывает такого будущего, корни которого не были бы в прошлом. И нет такой ситуации, на которую так или иначе не указывали бы какие-то знаки, будь то во сне, видении или ответе оракула.
Колода Таро должна содержать систему ключей к своей интерпретации
Младшие арканы Таро можно сравнить с Книгой Перемен, И-Цзин. В них заложены знаки той или иной ситуации. Ситуации сменяют одна другую, но если следить за ними достаточно долго, то можно заметить повторяемость ситуаций.
Младшие арканы – почти точная копия колоды игральных карт, с помощью которой тоже можно предсказывать судьбу, но это предсказание будет достаточно плоско: будет не хватать глубины и ответа на вопрос, какой именно архетип довлеет над ситуацией.
Также в каждой колоде Таро есть 16 фигурных карт, изображающих людей. Значение этих карт считается самым сложным. С одной стороны, они изображают человека, который участвует в ситуации. С другой стороны, они могут указывать на черты характера самого человека, которому гадают. Эти качества могут помогать или мешать ему на пути в зависимости от окраски младших арканов.
По-настоящему ценные колоды Таро отличаются тем, что в них есть строго упорядоченная система интерпретации. Интерпретации берутся не из воздуха и фантазии автора, а выводятся из конечного количества символов и знаков.
В «правильных» колодах все эти знаки нанесены на карты и помогают в тот или иной момент во время практики увидеть один из нужных символов и применить их в интерпретации.
Слово «правильный» взято в кавычки, потому что с одной стороны, почти каждая магическая или тарологическая школа считает правильной только свою интерпретацию, а с другой стороны каждая нарисованная колода имеет право на существование в своих собственных границах – либо для медитаций, либо для личного понимания ее автора.
Старшие арканы, расположенные по Розе Креста
В «правильных» колодах каждая карта соответствуют одному из пяти элементов (стихии), одной из семи планет и/или знаку зодиака. Каждый старший аркан несет ту же информацию, что и божество, которое можно найти при желании в каждом из языческих пантеонов древности и даже в монотеистических религиях в виде имен бога, ангелов и святых.
Потому у старших арканов только одно значение: перед нами либо планета, либо элемент, либо знак зодиака. Все эти ключи содержатся в «Розе Креста» Розенкрейцеров.
Розовый крест — символическое изображение системы соответствий
А вот и изображение Розового Креста, содержащего все ключи к Таро и оккультной традиции. На кресте центральная роза состоит из лепестков с одной из букв еврейского алфавита. Каббала — это еще один способ интерпретации Таро, и знание о нем заключено в Сефирот Древа Жизни.
Каждая фигурная карта (или карта двора, как их еще называют) представляет собой комбинацию двух элементов – например, огня и воздуха, воды и земли. В лучших колодах младшие арканы соответствуют планетам, находящимся в знаке зодиака и в элементе.
В изображениях карт Таро должны учитываться соответствия элементам и планетам. Они должны быть соответствующего цвета, а их герои должны нести на себе символы, соотносимые с богами одного или нескольких пантеонов.
Кроули или Райдер-Уэйт?
Колода Таро Тота Алистера Кроули представляет собой кладезь символов. По сравнению с другими колодами в ее старших арканах гораздо больше детализации. Ее изучение может растянуться на долгие годы, но зато в искусстве предсказания вы продвинетесь дальше чем те, кто использует более простые колоды.
Вы не будете зависеть исключительно от интуиции или милости богов в том, чтобы показали вам правильные карты. Вы будете знать их точную расшифровку. Но колода конечно не подходит для тех, кто не хочет глубоко вникать в природу Таро. Это не игрушка и не развлечение.
Колода несет тайные ключи к человеческим способностям, и если вы ищете Таро, чтобы просто хочется погадать на святках, не берите ее.
Таро Алистера Кроули содержит огромные пласты символизма
Колода Райдера-Уэйта также представляет собой удобный инструмент для гадания и изучения символизма, и многие тарологи выбирают исключительно ее. Во всяком случае, в изображении старших арканов каждая деталь образа центральной фигуры несет в себе символическое значение, хотя таких деталей на насколько порядков меньше, чем у Кроули.
Таро Райдера-Уэйта — одна из самых известных колод
Папюса и Освальда
Эти колоды имеют отличную от предыдущих двух колод, но довольно логичную систему соответствий и в целом отображает важные аспекты тех архетипов, которые заложены в идею каждого из арканов. В них достаточно много символизма, деталей, символов, которые помогут понять их не плоско и конкретно, а обобщенно, дабы уловить значение для человека той идеи, которая за ними стоит. Несколько раз я слышала мнение, что предсказательная сила этих колод довольно высока. Сложности могут возникнуть лишь при соотнесении этих карт с буквами иврита. Также нумерация арканов вызывает некоторые сомнения, но на предсказаниях это, по идее, не должно сильно отражаться.
Марсельское Таро
Нарисованная довольно просто и плоско (явно не хватает цветовой палитры), колода полезна для изучения Таро как системы мировоззрения человечества. Без Марсельского Таро сложно будет понять историю колоды, которая медленно, но верно видоизменялась, без Марсельского Таро, которое является промежуточным звеном между самыми старыми колодами времен Висконти и более современными Папюсовскими и Уэйтовскими. Однако вряд ли удастся полноценно понять систему символизма Таро и с нуля научиться искусству предсказания, используя только эту колоду.
Таро Ордена Золотой Зари
Подходит тем, кто твердо решил изучать еврейско-египетскую магию и каббалу. Колода является отражением того мировоззрения, которое описано в книге Израеля Регарди «Полная система ордена Золотой Зари». Именно из этой колоды черпал вдохновение Алистер Кроули, при создании своей, хотя между собой колоды не слишком схожи. Подходит больше для изучения символизма, чем для предсказания. Проблема с этой колодой в том, что мало литературы по его толкованию, поэтому расшифровка некоторых символов так и остается предметом догадок.
Таро Висконти-Сфорца
Одна из самых старых из дошедших до нас колод. Говорят, она была собрана из нескольких миланских колод, имевших хождение во времена правления короля Висконти. Одну из них он сам заказывал у художника. В колоде есть некоторые важные ключи, которые помогают лучше вникнуть в значения каждого из старших арканов.
Таро Либер Т «Звезды вечности»
Тем, кому по душе придется Таро Тота Алистера Кроули, интересно будет изучить и эту колоду. Старшие Арканы прорисованы здесь менее детально, а вот младшие прекрасны тем, что рассказывают определенный миф, который может быть полезен для их понимания.
Сложно использовать эту колоду для гадания, потому что интерпретация младших арканов не всегда исчерпывается рассказанным ими мифом, но знать его и иметь в виду при использовании Таро Тота, очень желательно.
Таро Лона Майло Дюкетта
Это колода не для предсказания, а для магических ритуалов. Помимо некоторых дополнений к символизму каждого аркана, эта колода особенно необходима тем, кто занимается енохианской магией, а также другими вызываниями духов, так как содержит систему объединения енохианских скрижалей и сигилл духов с картами Таро.
Русское Таро, Египетское Таро, Итальянское Таро
Мы видим в этих колодах погоню за стилизацией, которая вредит информативности каждого из арканов, однако эта группа колод заслуживает нескольких минут нашего внимания (при условии, что символизм Таро нам уже хорошо знаком).
Действительно, образ Иванушки-дурачка из Русского Таро близок по значению к Шуту из Таро Тота, но это лишь одна из сторон идеи, заложенной в аркане. Если речь идет о Египетском Таро, то Тот действительно идеально соответствует идее карты Маг, но, во-первых, теряются другие значения и идеи, которые в ней содержатся (и которые хорошо раскрываются, если мы изучаем одновременно несколько серьезных колод), а во-вторых, теряется возможность объединять символы, присущие богам разных пантеонов.
«Несерьезные» колоды
Таро гномов, ангелов, ведьм, вампиров и т.д. В таких колодах в погоне за стилем утрачена сама многогранность символов. Каждый из арканов может обладать только одним совпадением с более серьезными аналогами, а может и не обладать им вовсе.
Например, ангел на карте из колоды Ангелов-Хранителей Умеренность может переливать белую жидкость из одного сосуда в другой, а на карте Справедливость будут весы, как и в серьезных колодах. Но все остальные соответствия будут потеряны.
Позорное Таро гномов
Дело в том, что эти колоды и не могут быть истинными: в Таро одновременно есть и гномы, и ведьмы, и ангелы – но они не являются главными персонажами, а лишь сопровождают тайные и многогранные символы, которые лучше всего изображать в виде человеческих фигур (как у Уэйта и Висконти) или в виде обезличенных божеств (как у Кроули). Главное в Таро – это архетип, который можно описать с помощью символов, а никакие гномы сами по себе неспособны сделать это так, чтобы не оставить след своей «гномьей» энергии, если таковая вообще возможна.
Немного особняком стоят такие колоды, как карты мадам Ленорман, Ошо Дзен Таро, Таро Манара, а также множество авторских колод. Дело в том, что на одной из степеней посвящения каждый маг должен нарисовать свою колоду. Авторских колод слишком много, чтобы их здесь перечислять. Карты Ленорман и большая часть авторских колод — это скорее пасьянс для гадания, а не серьезная общепризнанная (хотя бы внутри одной из школ) система соответствий. В принципе, гадать можно и на кофейной гуще, и на внутренностях животных, и на картах Ленорман. А вот на Ошо Дзен Таро вряд ли возможно гадание. Это больше карточки для медитаций. Неизвестно только, зачем такие карточки называть Таро?
Таро Иеронима Босха, Сандро Боттичелли и т.п.
Эти колоды не работают совсем. Они даже хуже, чем предыдущий вид, потому что современные составители просто достали их из картин различных персонажей, и поместили на арканы. Например, реальный Папа Римский с картины Боттичелли «Искушение Христа» перекочевал на карту Иерофант (Верховный Жрец, Папа).
Венера с картины «Рождение Венеры» – на карту Императрица. Но Таро отличается тем, что важны цветовые соответствия, различные детали. Если Босх или Ботичелли рисовали своих пап и императриц, не желая сопоставить их с определенными арканами (часто они преследовали своей целью высмеять определенную личность у власти или рассказать о готовящемся перевороте), то и Таро из таких картинок просто не получится.
Ведь в Таро не конкретные папы и императрицы – это собирательные образы, несущие в себе такую глубину, которая никогда не сможет быть представлена конкретным человеком. Ну и вообще, художники, рисующие Таро хотя бы думают именно о Таро и символических фигурах, которые необходимо изобразить, тогда как в случае с Таро художников, уже готовые фигуры натягиваются на арканы (читай – притягиваются за уши).
Исключение составляет Таро Гигера, который во всяком случае, участвовал в создании колоды. Но эта колода слишком специфическая, вряд ли подходит для повседневного использования.
Сначала я рекомендую ознакомиться с Таро Райдера-Уэйта. Оно самое популярное, и вы наверняка уже видели. Затем есть смысл просмотреть Таро Висконти-Сфорца, чтобы увидеть, что Таро имеет свою уникальную историю. Затем следует приобрести Таро Тота Алистера Кроули и книги по его толкованию и углубиться в историю оккультного символизма. После довольно усиленного напряжения ваших мозгов и сложения символизма Таро в определенную систему, можно бегло изучить все остальные колоды Таро (кроме самых бесполезных).
Через какое-то время вы сами увидите, как хорошо вы сможете отличать серьезные колоды от несерьезных, полезные от бесполезных, а также определитесь, какая система соответствий и школа интерпретации вам ближе.
Взято с сайта Магистерий
.