Аркан 20. Эон

Аркан 20. Эон

Лекция Олега Телемского.

Соответствия по «Liber 777»:
Буква – шин.
Значение буквы – зуб.
Управитель – огонь, (дух).
Положение на древе – Ход – Малкут.
Цвета – пылающий оранжево-алый и ярко-красный,
багряный, киноварь (белый, слитый с серым,
темно-пурпурный).
Египетские боги – Тум-аш-нейт, Мау, Кабекснуф, Гор,
Тарпешет, Асар).
Индийские боги – Агни (теджас), Яма, (Акаша).
Медитация – огонь (дыхание).
Греческие боги – Аид, (иакх).
Римские боги – Вулкан, (Либер).
Животные – лев (страж огня), (сфинкс).
Растения – красный мак, гибискус, крапива,
(цветущий миндаль).
Драгоценные камни – огненный опал.
Магическое оружие – жезл или лампа, пирамида.
Ароматы – ладан и все жгучие запахи.
Минеральные вещества – нитраты, (углерод).
Магические силы – вызывание духов, пиромантия
(невидимость, трансформация, видение гения).
Тело человека – органы кровеносной системы, (органы сознания).
Мифические существа – саламандры, (гений Сократа).
Заболевания в случае неправильной работы – жар, (смерть).

Да будет каждое Деяние Деянием Любви и Поклонения.
Да будет каждое Деяние Светом Бога.
Да будет каждое Деяние Источником яркой Славы.

Возможные значения при дивинации: «Окончательно решение относительно прошлого, новый поток относительно будущего, эта карта всегда представляет решительный шаг» (Алистер Кроули «Книга Тота»).

Говоря об аркане Эон, прежде всего следует сказать о его совершенно особенном положении в таблицах «Книги 777». Дело в том, что тридцать первому пути шин даны двойные соответствия, поскольку карта одновременно соответствует двум стихиям – огню и духу. Помимо шин, только следующий путь – финальный путь тау, обладает двойными соответствиями. Вот почему выше в скобках даны дополнительные уточнения, относящиеся к другому аспекту этого пути.

Эта двойственность понимается далеко не сразу, потому на начальных стадиях изучения советую это просто принять как существующий факт. В пользу правоты подобной интерпретации говорит и то, что в финальном исследовании Карла Юнга, посвященном алхимическому символизму, он особо указывает двойную атрибуцию стихий огня и земли.

Перед тем как мы вплотную начнем изучать послание пути шин, я рекомендую одно простое упражнение, которое займет у вас немного время. Возьмите большие арканы какой-нибудь из колод ветхого таро (лучше всего для этого подходит таро Райдера Уайта) и те же самые карты из колоды Кроули. Вглядитесь в них, прочувствуйте их, что изменилось в символах, изображениях, знаках, а что осталось почти неизменным? А о чем говорят вам эти изменения? Задумайтесь о том, что перед вами сейчас лежат две вселенные, две карты реальности, одна из которых устарела, а другая выражает дух только что родившейся эпохи. Если вам удастся шестым чувством понять разницу между этими колодами, я могу вас поздравить – вы постигли дух, отличающий новую и прошедшую эпоху.

Какие выводы сделаете лично вы, глядя на Иерофанта старого и нового времени? Верховную жрицу? Почему изменились названия Справедливости и Силы и как изменились грани интерпретации этих карт? Конечно, вы читали мои объяснения, но, быть может, вы найдете что-то свое? Не спешите с этим заданием – сделать быстро в данном случае, значит, сделать плохо, необходимо дать себе проникнуться разницей между двумя мирами, двумя вселенными, двумя эрами.

Конечно, дальше я назову основные различия, но на вашем месте я бы отложил чтение и попробовал найти их сам – ведь открытое лично гораздо ценнее и глубже, нежели то, что мы получаем извне в готовом виде. К тому же, как знать – вдруг вы откроете те грани, которые прошли мимо моего внимания, а потом в письме по электронной почте сообщите мне о них, за что я буду очень благодарен…

Итак, Эон, путь шин, базовое соответствие – огонь (дух), что соответствует и названию этой буквы иврита. Один из тех трех арканов, в которых было изменено имя. «В этой карте пришлось полностью уйти от традиции Таро для того, чтобы эту традицию сохранить», –пишет Кроули, из чего следует, что в аркане Эон содержится главный символ перехода из прошлого в настоящее. Именно по этой причине я предложил вам изучить старую колоду в сравнении с новой.

Можно сказать, что эта карта является своего рода иконой Книги Закона. Здесь изображен основной пантеон Телемы – сверху изогнулась небесная богиня Нюит, снизу пылает красным крылатый, солнечный шар Хадит, её супруг, а между ними изображен огненный повелитель нового эона Гор в двух ипостасях – сокологолового воина и сокрушителя отжившего Ра-Гор-Хуита и прозрачно-чистого и невинного младенца Гор-Па-Краата. Как тут не вспомнить и утверждение Ницше, что сверхчеловек подобен младенцу, и образ божественного ребенка у Юнга и, наконец, младенца, танцующего в пентаграмме пятого аркана. Вся карта залита оранжевым цветом, ибо это прежде всего карта огня.

Чтобы понять суть нового эона, нам нужно проанализировать те изменения, которые произошли в двадцатом веке, более подробно. В прошлых главах мы кратко этого касались. Уже было сказано об изменении статуса женщины, разрушении иллюзий, освобождении сексуальности и, наконец, увеличении роли личной индивидуации. Сейчас пришло время рассмотреть эти изменения более глубоко.

Возвратимся к упражнению. Что сразу бросается в глаза в процессе сравнения ветхого и нового таро? Ветхое таро более однозначно. Прочитав о его значениях (будь ты таро марсельское или Райдера-Уайта), вам больше нечего добавить – его послания просты и недвусмысленны: Верховная жрица – это только мудрость небес, Иерофант – это только учитель, а Башня – это только разрушение всего и вся. Не правда ли, однозначный и застывший мир уже несколько скучен нашему видению? Да и глубинная психология опровергает любую однозначность – архетипы, согласно Юнгу, амбивалентны, то есть двойственны. Потому при нарушении равновесия и Верховная жрица может быть причиной безумия, а Башня, наоборот, имеет шанс освободить вас из тюрьмы своих ограничений. Изображения прошлых колод достаточно просты, по сравнению с изображениями колоды Тота, которая сложна и многогранна, и делом психологической интуиции является истолкование выпавшей карты.

Если смысл колоды прошлого эона может быть исчерпан, поскольку является лишь оттиском аркана, то ни одна библиотека не сможет исчерпать даже одного аркана новой колоды. Прочитав эту книгу, каждому стоило бы составить свой набор соответствий к арканам, подобрать те стихи, песни, музыку, картины и персонажей, которые в большей степени соответствуют этому архетипу, найти, как удивительно архетипы пересекаются между собой, а из одного архетипа рождаются все остальные. Более того – вы можете обнаружить, как противоположные смыслы уживаются в одном архетипе, и при помощи малых арканов по-разному оттенять эти значения. Словом, перед вами абсолютный простор для творчества и игры в бисер.

Как это связано с наступившим эоном? Да напрямую! Современная эпоха называется эпохой постмодерна – идея «единой и абсолютной истины» принесена в жертву как инфантильная и устаревшая. Патриархальная установка на одну философию, одну правду окончательно преодолена. Обществом и наукой признано, что существуют различные дискурсы или, как более точно назвал Уилсон, «тоннели реальности», между коими тоже может устанавливаться дискурс. Если в старом эоне все пытались найти четкую привязку слова и его значения, то сейчас очевидно, что одно и то же слово в разных тоннелях реальности может иметь разный, а подчас противоположный смысл. Короче говоря, двадцатый век славен тем, что сделал в духовной вселенной то же самое, что Коперник сделал во вселенной материальной – разрушил иллюзию существования некоего единого, объективного цента истины. А ключ к этому процессу в простой фразе из Книги Закона: «Все слова священны, все пророки истинны, вот только понимают они мало».

Кроули был первым, кто, осознав относительность любых слов, развернул борьбу против единственности истины. В одном простом кефлане Кроули играючи опережает идеи постмодернистов о бесконечном количестве интерпретаций одного текста:

С таким даром человек вполне способен прожить свои 70 лет в ладу [с самим собой].

И всё же: хорошо это или плохо?

Подчеркни ‘дар’, потом ‘человек’, потом ‘семьдесят лет’ и, наконец, ‘лад’, меняя интонацию — всякий раз получишь иное значение!

Я бы показал вам, как [это делается], но:

— сейчас я предпочитаю думать о Лайле!

Но, отказавшись от идеи некой объективной внешней истины, человек нового эона оказывается наедине с внутренней истиной, которой он должен следовать со всей страстью. В этом ключ к парадоксальной, на первый взгляд, фразе: «У тебя нет права, кроме как поступать согласно своей воле». Нет одной истины, одной эстетики, одной морали, одной этики – каждый является центром своей индивидуальной истины, эстетики, морали, этики, но при этом должен осознавать, что его ценности могут не совпадать с другими.

Следующий важный аспект – это изменение базовой стихии с воды на огонь. Доминирующими ценностями прошлого эона были «водные» качества – смирение, чувства, покой и покорность. Ценностями нового эона являются качества огня – экстаз, неистовство, интуиция, овладение сверхспособностями, следование своей, а не коллективной Воле.

Начиная с девятнадцатого века, в коллективном бессознательном человечества то там, то здесь стала активироваться идея сверхчеловека. Это особенно актуально для второй половины двадцатого века, когда в возникшем из ниоткуда новом жанре литературы – фантастике, одной из основных тем стал эволюционный переход человека в иное состояние. Чаша весов сместилась – если раньше человек искал сверхобразы в прошлом (что в изрядной степени говорило о бессознательной идеализации мира родителей), то сейчас человек своим воображением делает ставку на будущее, в котором должна произойти желанная трансмутация. В качестве иллюстрации этих идей я рекомендую ознакомиться с такими фантастическими романами, как «Волны гасят ветер» братьев Стругацких, «Отклонение от нормы» Джона Уиндема, «Чужой среди чужих» Хайнлайнда, «Ворнан 19» Сильверберга, «Конец детства» Артура Кларка. Уверяю вас, что время, потраченное на чтение этой, в общем-то, не сложной фантастики, будет использовано не только с удовольствием, но и с пользой, поскольку там на уровне образов дается осмысление задач нового эона.

Тема борьбы нового человека, желающего строить свою реальность, свою норму и свою вселенную, и ветхого человека, который пытается удержать реальность в фиксированных рамках пресловутой «нормы и порядка», будет очень значимой, по крайней мере, в ближайшие пятьсот лет, пока новый эон не войдет в свою силу. Потому мы, телемиты, приветствуем и благословляем все, что выбивается из конвенций согласованного транса и создает свои тоннели реальности. Пусть это во многом бессознательно, и часто у создателей новых тоннелей реальности прорываются методы старого эона, процесс этого сам по себе прекрасен, ибо это та единственная война, на которую мы призваны. Третья глава Святой Книги Закона говорит о войне, и это война старого и нового эона не окончится до тех пор, пока пламя сверхчеловеческих сил не поглотит остатки мертвой догматики прошлого.

Стоит повторить то, что было сказано в одиннадцатой главе – отношение к сексуальности является одним из тестов принятия нового эона. Для человека прошлого сексуальность – это либо неконтролируемая стихия, в которой он теряет себя, либо зло, которому нужно противостоять, но новый человек именно в сексуальности и страсти черпает свою силу. Несмотря на относительность и незрелость большинства современных неотантрических движений, их работы с сексуальной энергией все-равно следует приветствовать как ростки нового эона. Человек должен открыть для себя всю полноту магии секса и сексуальной магии, только в этом случае он может называться человеком нового эона.

Есть еще один очень важный вопрос – проблема индивидуальности. Искусство двадцатого века обратилось от безличных образов, героев и злодеев к психологизму и амбивалентности. От блеклого внешнего мира взгляд писателя, художника, поэта переключился к внутренним переживаниям, бесчисленные грани которых стали осью большинства произведений искусства. Кроули и Юнг утверждали необходимость уничтожения диктата морали в религии и искусстве, и если литература до двадцатого века была поделена на чёрное и белое, героев и злодеев, то начиная с Манна и Гессе, эта граница оказалась полностью размыта – отныне мы сталкиваемся с героями, содержащими в своей душе все мыслимые антиномии. Достаточно вспомнить персонажей Камю, Сартра, Гессе, чтобы понять, что имеется в виду под этим утверждением. Уничтожение наивного деления на добро и зло тоже является одним из ключевых свойств литературы нового эона (здесь мы обращаемся к символизму шестого аркана).

Короче говоря, нам выпала честь жить в перемену времен и быть частью великого процесса, названного Робертом Уилсоном «родовыми муками, в которых земля рождает Прометея восставшего».

Сравнив старый и новый вариант двадцатого аркана, мы получаем важный ключ. Старый аркан назывался Страшным судом и предполагал некое наказание за грехи. Но в новом эоне понятие греха лишено смысла, потому изображение поменялось радикально.

Обратившись к мифологии, мы видим, что огненный символизм связан с такими богами-мятежниками, как Прометей, Локи, Люцифер, принесшими огонь с небес. Нам предстоит пережить второе явление огненного владыки. Если первым даром огня был разум, который преследовался во все времена, то сейчас пришло время принять второй дар – Магию Свободы.

Словом, новый эон понемногу начинает входить в свою силу, и мы те, кто встречает новорожденное солнце новой земли и нового неба.

.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Войти в личный кабинет
Вводный урок
Рубрики
Баннеры
Это интересно
Свежие комментарии
Мои читатели

free counters

error: Content is protected !!