БЕТ.
Он произвел букву Бет и связал ее с мудростью;
Он увенчал ее и сочетал с Луной во вселенной,
первым днем в неделе и правым глазом в человеке.
Сефер Йецира, 4, доп. 1.
Буква Бет – вторая буква еврейского алфавита и первая буква Торы, ее название прослеживается от слова «байт» (ивр. בית), что означает «дом».
1.Написание.
Поскольку еврейские буквы являются пиктограммами, т.е. схематическими рисунками, буква Бет похожа на примитивный рисунок дома с фундаментом, стеной, входом с другой стороны и крышей. Буква Бет состоит из трех штрихов Вав, соединенных между собой под прямыми углами и оставляющих разрыв слева.
2.Произношение.
При наличии точки догеш Бет произносится как латинская [b ]; если точка опускается – то как [v].
3.Числовое значение – 2
символизирует дуальность мира, разъединение и двойственность миров.
Нумерологически буква Бет соответствует слову таава (сумма равна 412.), означающему «желание» или «страсть». В целом таава указывает на негативное человеческое качество. Но в некоторых местах таава означает позитивное желание цадика, то есть праведника. В Притчах сказано: «Желание праведников исполнится» (Прит.10:24.) и далее: «Желание праведных есть одно добро». (Прит.11:23.) Таава Бога, «всемирного Цадика», — выше всякого разума и логики. На этом уровне невозможно спрашивать «почему» и «зачем». Поскольку Бог есть сущность добра, Его желание — «одно добро».
4.Эзотерическое значение.
Особенность бет состоит в том, что она является первой в Танахе, еврейском Священном писании. Этот парадокс на самом деле обладает большим мистическим смыслом. Многие теологи иудаизма объясняют его тем, что никто не может знать, что было в начале начал, которые ассоциируются с буквой Алеф, до описанных в Танахе событий.
Более того, считается, что точно так же, как буква бет открыта с одной стороны и закрыта с другой, историю можно изучать только до событий, описанных в Танахе (то есть до сотворения Вселенной и не дальше). Нельзя задаться вопросами «откуда появился Творец» и «почему Он решил сотворить Вселенную».
Рабби Лоренс Кушнер в своей «Книге букв» писал: «У буквы Бет два острия — одно указывает вверх, а другое назад, то есть вправо. Итак, когда спрашивают букву Бет: «Кто сотворил тебя?», она указывает вверх, а когда спрашивают: «Как зовут его?», она показывает на букву Алеф, как бы отвечая: «Имя его — Единый». Есть еще одна трактовка положения бет в начале Танахи: «Почему Тора начинается с буквы Бет, соответствующей числу два? Потому что, как учат нас наши Мудрецы, Бог сотворил не один мир, а два. Есть «этот мир» и «грядущий мир». Мы всегда должны жить с осознанием того, что смерть — не конец, но второе начало.» (эти слова принадлежат Рабби Бенджамин Блех («Тайны еврейских слов»)
Но все-таки основной смысл бет заключен в ее названии, «дом», и здесь подразумевается дом Господень. «дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис.56:7.) «Да построят они Мне Храм, и буду обитать в них».(В русской канонической Библии — «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их»; см. Исх.25:8.) Не «в нем», объясняют Мудрецы, но «в них» — во всех и каждом еврее. «Обитать в них» — это, в сущности, откровение Божественности в народе Израиля, вечно присутствующей, но иногда «затемненной» — как, например, во времена изгнания и разрушения Храма.
Внутренняя святость народа Израиля, «святилища Бога», когда она будет открыта и связана со святостью страны Израиля, позволит Святой Земле расширяться и в конце концов поглотить всю землю (низшую реальность): «страна Израиля в грядущем распространится на все страны земли». Потому что одна из Целей Творения, согласно еврейским мистикам, это обитание Бога в низшей реальности, нисхождение духа в материю.
«Цадик вверху» обитает в Доме, построенном для Него цадиком внизу. Здесь достигает осуществления глубочайшее желание Творца. Большой Бет, первая буква Торы и начало Творения, выражает эту конечную цель, ибо не зря говорят: «Свершенное дело прежде зарождается в мысли».
Христианские мистики толкуют бет немного проще.
Харриетт Огаста и Ф. Хоумер Кертисс в кинге «Ключ ко вселенной» пишут: «вторая еврейская буква — Бет, одна из семи двойных, соответствующая нашей букве B. Иероглифически она изображает рот человека и олицетворяет Мудрость. Однако из «уст человеческих» исходит как Мудрое, так и Глупое, и потому эта буква относится к двойным.
Ее прямое значение — «дом», «место рождения»; именно в этом смысле она неоднократно встречается в Библии. Например, «Вефиль» (Англ. Bethel.) переводится как «дом Божий», «Вифлеем» (Англ. Bethlehem) — как «дом хлебный», и так далее. Ее символический смысл, связанный с домом как родиной, — одновременно и Лоно Природы, и женское лоно, откуда все появляется на свет. Эти значения позволяют прийти к идее святого святых, внутреннего святилища или тайного места, где можно отдохнуть, не боясь, что тебя потревожат; кельи, где мы запираемся, чтобы в одиночестве молиться Отцу нашему. Из этого святилища исходят все те истинные черты характера, которые делают нас теми, кто мы есть; оттуда же приходят вдохновение и советы, которые в Безмолвии дает нам Божественное.
Таким образом, Бет выражает все то, что источается из этого тайного прибежища. Если Алеф является символом Мужчины, деятельного Отцовского начала, то Бет таит в себе внутреннее, пассивное, Женское начало, силу Материнства, посредством которой выражаются все его качества. Хотя и в мужчине, и в женщине проявляются как Алеф, так и Бет, мужчина — больше Алеф, чем Бет, а женщина — больше Бет, чем Алеф. Три изначальных значения Бет — «дом», «уста» и «лоно» — являются, следовательно, лишь различными выражениями идеи появления на свет через Материнское начало: в «доме», внутреннем святилище сердца зарождается духовная природа человека, в материнском лоне — его материальное тело, а устами человек творит свои представления и мысли. «Ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук.6:45).»
Астрологическое соответствие.
Единого мнения относительно соответствий Бет нет. Мазерс соотносил Бет с Сатурном, но затем, в рамках традиции Золотой Зари, соотнес букву с Меркурием, что представляется более логичным, потому что «Сефер Йецира» утверждает, что бет царит в мудрости
Древо Жизни.
Традиционно Бет соотносится с двенадцатым путем на Древе Жизни, соединяющим Кетер с Биной.
Таро.
Наш соотечественник Г.О.М. соотносил Бет со вторым арканом Таро, Верховной Жрицей. Алистер Кроули — с первым арканом Таро – Магом.
Боги.
В «Гранатовом саде» Регарди соотносит Бет с Меркурием, Тотом и Гермесом, как с божествами мудрости и знания, покровительствующие Магу.
Магические соответствия.
Магическое орудие Бет – жезл Кадуцей, имеющий так же отношение к силе Кундалини.
Имена и формулы.
Бет встречается в имени архангела Габриэля, так же в именах многих ангелов и гоэтических демонов.
Публикую с разрешения sweet_aumgn .
.