Теория Таро, часть 10

ТЕОРИЯ ТАРО Из «Книги Тота», часть 10

ТАРО И ВСЕЛЕННАЯ

Древо Жизни

1) Эту схему следует изучить очень тщательно, поскольку на ней зиждется вся система, лежащая в основе Таро. Разъяснить данную схему исчерпывающим образом невозможно, поскольку она (помимо всего прочего) слишком универсальна. Поэтому для каждого человека ее значение будет иным, нежели для любого другого. Вселенная субъекта А не тождественна Вселенной субъекта B. Если A и B сидят друг напротив друга за столом, то A смотрит на правый бок омара, а B — на левый. Если A и B стоят бок о бок и смотрят на одну и ту же звезду, они видят ее под разными углами; разница исчезающе мала, но она все же есть. Но, с другой стороны, Таро одинаково для всех в том же смысле, в каком одинаков для всех любой научный факт или формула. Очень важно усвоить, что все научные факты, будучи универсально истинными с абстрактной точки зрения, все же не истинны в полной мере ни для какого отдельно взятого наблюдателя, поскольку даже в том случае, если два человека с идентичными реакциями органов чувств проведут наблюдения за любым данным объектом с одного и того же места, они все равно не смогут сделать это одновременно; а даже малой доли секунды достаточно, чтобы и объект, и наблюдатель изменили свое положение в пространстве.

Мы заостряем внимание на этой идее для того, чтобы читатель понял: Древо Жизни не следует воспринимать как некую неодушевленную и неизменную формулу. Древо Жизни бесконечно гибко, благодаря чему его можно определить как своего рода вечную модель развития Вселенной; и его предназначение — служить инструментом для исследования Природы и природных сил. Оно не должно превращаться в оправдание для Догматизма. Приступать к изучению Таро следовало бы в самом раннем возрасте, насколько это возможно, дабы оно с самого начала задавало опору для развития памяти и программу для развития мысли. Работать с ним следует постоянно, изо дня в день, ибо система Таро беспредельно растяжима: она растет и развивается по мере того, как ученик находит ему все новые и новые разумные применения. Таким образом, изучение Таро превращается в самый искусный и прекрасный способ постижения Бытия в его целостности.

2) Кажется вероятным, что источником вдохновения для каббалистов, придумавших Древо Жизни, послужил Пифагор; либо же и он, и они черпали свои познания из общего источника, еще более древнего. Так или иначе, обе школы сходятся в одном основополагающем постулате, а именно: для описания Абсолютной Реальности лучше всего подходят Числа и их взаимодействие. Интересно, что к некоему подобному выводу пришла в конце концов современная математическая физика. Более того, были отброшены попытки описать Реальность через определение какого-либо одного отдельно взятого термина. В современной науке Реальность мыслится в образе круга из десяти идей, таких как Потенциал, Материя и т.д. Каждый из этих терминов сам по себе бессмыслен — понять его можно лишь в соотнесении с другими. Выше в настоящем исследовании делается точно такой же вывод относительно того, каким образом зависят друг от друга и состоят друг из друга все планеты, стихии и знаки.

Но каббалисты не остановились на этом в своих попытках постичь Реальность. Они обобщили свойства всех эти довольно расплывчатых и условных идей, соотнеся каждую из них с тем или иным числом десятичной системы.

Таким образом, уровень максимального приближения к Реальности в этой картине мира — это уровень чисел. Число 4, например, определяется здесь вовсе не как результат прибавления единицы к тройке, возведения двойки в квадрат или деления числа восемь на два. Число 4 — это вещь в себе, наделенная всевозможными нравственными, чувственными и интеллектуальными качествами. Оно символизирует такие идеи, как Закон, Ограничение, Власть, Защита и Постоянство.

Изначальная идея каббалистической системы — Нуль [1], проявляющийся в трех формах, подобно тому, как в китайской философии Дао постепенно проявляется посредством Дэ или как в лучшем из индийских учений бог Разрушения и Уничтожения, Шива, проявляется посредством Бесконечной Энергии, Шакти. Итак, у истоков каббалистической системы стоят Айн — «Ничто», Айн Соф — «Беспредельное» и Айн Соф Аур — «Беспредельный Свет».

Далее можно вообразить или выбрать для наблюдения в этом «свете» любую точку; тем самым избранная точка обретет бытие. Так мы получаем число 1, которое именуется Кетер — «Венец». Остальные числа возникают из него в силу естественной необходимости, как показано в следующей таблице:

Неапольская схема [2]

61 = 0 [3]
61 + 146 [4] = 0 как Неопределенное (Пространство)
61 + 146 + 207 [5] = 0 как потенциальная основа для Вибраций
1. Точка, существующая, но не поддающаяся определению.
2. Точка, отличная от первой.
3. Точка, определяемая через взаимосвязь с первыми двумя.
Бездна между Идеальным и Проявленным.
4. Точка, определяемая тремя координатами; Материя.
5. Движение (Время) — первая Хе, Материнское Лоно; ибо события могут совершаться только посредством Движения и Времени.
6. Точка, которая обрела самосознание, поскольку получила возможность самоопределения в вышеназванных категориях.
7. Присущая этой Точке идея Блаженства (Ананда).
8. Присущая этой Точке идея Мышления (Чит).
9. Присущая этой Точке идея Бытия (Сат).
10. Присущее этой Точке представление о самой себе, полностью осуществленное в соответствии с пунктами 7, 8 и 9.

Из вышесказанного явствует, что при помощи десяти проявленных чисел можно выработать определенное описание любого данного объекта или идеи; меньшего количества чисел для этого недостаточно.

До сих пор мы строили свои рассуждения на строгой математической основе, лишь изредка для наглядности добавляя каплю-другую философии. Но теперь, приблизившись к задаче описания таких объектов, как Мысль и Чувство, мы будем вынуждены обратиться за помощью к астрологам. Проблема, с которой мы столкнулись, такова: как соотнести Чистое Число с некими нравственными идеями? Отчасти она решается опытным, отчасти — с опорой на традицию, основанную на опыте прошлых поколений. Отвергнуть традицию с презрением и отказаться от нее вовсе было бы неразумно, поскольку само мышление так или иначе подчиняется законам разума, а Разум каждого человек сформирован тысячами лет эволюции, в которую внесли свой вклад мысли каждого из его предков. Клетки каждого мозга — такие же потомки великих мыслителей прошлого, как и все органы и члены наших тел.

Немного найдется в наши дни людей, которые слыхали о Платоне и Аристотеле. Едва ли один из тысячи, если не из десяти тысяч, читал их труды хотя бы в переводе. Но еще меньше на свете таких людей, чье мышление в той или иной мере не обусловлено идеями двух этих философов.

В образе Древа Жизни мы видим первую попытку связать Идеальное с Материальным. Каббалисты утверждают, к примеру, что в числе 7 заключена идея Венеры, а в числе 8 — идея Меркурия, что путь, соединяющий числа 1 и 6, соотносится с Луной, а путь между числами 3 и 6 — со знаком Близнецов.

Так что же означают на самом деле, в Действительности, все эти планеты и знаки? Здесь мы снова сталкиваемся с невозможностью дать точное определение, поскольку возможности исследования в данной области безграничны и, более того, прямо в ходе исследования различные идеи сливаются друг с другом воедино и противятся четкому описанию. Но, тем не менее, стремиться к их пониманию необходимо. Мы движемся вслепую, но каждый шаг на этом пути — шаг к подлинному Свету, в чьем сиянии вся Вселенная будет воспринята как единое целое, хотя и по-прежнему разделенное на части, каждая из которых необходима и отлична от других.

Впрочем, на первых порах эта работа не составляет особого труда. Для начала вполне достаточно даже азов гуманитарного образования. В самом общем виде каждая планета обладает теми же свойствами, что и божество, в честь которого она названа, — в соответствии с древними астрологическими представлениями о влиянии небесных тел на жизнь человека. Тот же принцип, хотя и не столь наглядно, соблюдается применительно к знакам зодиака. Сведений об их собственном характере имеется не так много; но полезно учитывать, каким знаком управляет и в каком знаке экзальтирует та или иная планета. Неподвижные звезды не имеют отношения к системе Таро.

Таро и Древо Жизни

В основе Таро лежат вышеописанные теоретические соответствия, однако создавалось оно как практический инструмент для каббалистических расчетов и для прорицания. Абстрактным идеям в нем отводится не так уж много места. Эта книга (ибо Таро именуется «Книгой Тота, или Тахути») повествует о влиянии Десяти Чисел и Двадцати двух Букв на человека и о том, как лучше всего управлять силами этих Чисел и Букв. Поэтому идеи Трех Покровов Небытия, обсуждавшиеся в связи с Древом Жизни, в Таро не отражены. Система Таро начинается с «числовых карт» — карт, пронумерованных числами от 1 до 10. В своей совокупности они подразделяются на четыре масти, соответствующие четырем стихиям.

Например, Туз Жезлов носит название «Корень Сил Огня». Он соответствует Кетер и призван обозначать возникновение идеи Огня.

Двойка той же масти соответствует Хокме. Здесь идея Огня уже лишается своей изначальной простоты. Идея в действии или в проявлении — это уже не чистая Идея.

Данная карта соотносится с первым деканатом огненного знака Овна, которым управляет Марс; это наводит на мысль о свирепой и агрессивной силе. Поэтому Двойка Жезлов именуется Владыкой Власти. Далее по мере продвижения внутри масти идея Огня продолжает вырождаться. Каждая последующая карта оказывается менее идеальной и более материальной, нежели предыдущая; и так продолжается вплоть до числа 6, соответствующего Солнцу, центру всей системы. Здесь идея Огня возрождается в равновесии и вновь обретает чистоту, хотя и обремененную сложностью. Далее, в картах, соответствующих деканатам Стрельца, сила идет на убыль, или одухотворяется. Но в числе 9 — в основании всей структуры Древа Жизни — сила Огня достигает самого полного утверждения. Связанная с этим числом карта именуется Владыкой Силы. Огонь здесь и очищен, и одухотворен, и уравновешен. Однако на следующем этапе, в числе 10, обозначающем полную материализацию и избыточность, сила Огня доходит до крайнего предела своих возможностей. Ей грозит гибель, и она спасается от нее, как только может, а именно — представая в обличье Владыки Угнетения: на вид он грозен и страшен, но внутри у него уже проросли семена распада. Описанную модель движения от 1 до 10 ученик без труда сможет приложить и к остальным мастям.

Придворных карт в колоде Таро — шестнадцать, по четыре в каждой масти. Они символизируют подразделения каждой из стихий на четыре субстихии. Рыцари олицетворяют стихию Огня, так что Рыцарь Жезлов — это огненная часть Огня, Рыцарь Чаш — огненная часть Воды и т.д. Аналогичным образом Принцессы, или Императрицы, олицетворяют Землю, так что Императрица Дисков (Монет, или Пантаклей) соответствует земной части Земли и т.д.

Эти карты обозначают, среди прочего, различные природные явления. Так, Рыцарь Жезлов соответствует знаку Овна и символизирует стремительный и неистовый натиск, подобный вспышке молнии. Воздушная часть Огня созвучна Льву — устойчивому потоку энергии, Солнцу. Водная же часть Огня соотносится со Стрельцом, в образе которого Огонь представлен угасающим, одухотворенным или просветленным, и, следовательно, ассоциируется с радугой. (См. таблицу «Триплицитеты зодиака»).

Примечания

[1]. Здесь мы намеренно повторяем в иных формулировках некоторые идеи, изложенные выше. — Примеч. А. Кроули.

[2]. Названная так, поскольку она была разработана именно в этом городе. — Примеч. А. Кроули.

[3]. AIN = Алеф (1) + Йод (10) + Нун (50) = 61; AIN = 0 («Ничто»). — Примеч. перев.

[4]. SOPh = Самех (60) + Вав (6) + Пе (80) = 146. — Примеч. перев.

[5]. AUR = Алеф (1) + Вав (6) + Реш (200) = 207. — Примеч. перев.

© Перевод: Анна Блейз, 2007.

Взято у annablaze

.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Войти в личный кабинет
Вводный урок
Рубрики
Баннеры
Это интересно
Свежие комментарии
Мои читатели

free counters

error: Content is protected !!