Аркан 13. Смерть

.

Аркан 13. Смерть

Лекция Олега Телемского.

Соответствия по «Liber 777»:
Буква – нун.
Значение буквы – рыба.
Управитель – Скорпион.
Положение на древе – Тифарет – Нецах.
Цвета – зеленовато-синий и тускло-коричневый.
Египетские боги – Мерти, Апоп, Тифон, Хепра, Хамменит.
Индийские боги – Кундалини.
Медитация – скелет.
Греческие боги – Арес, Танатос, Аид.
Римские боги – Марс.
Животные – жук, скорпион, морской или речной рак, волк.
Растения – кактус.
Драгоценные камни – змеевик.
Магическое оружие – боль обязательства.
Ароматы – сиамский бензой.
Магические силы – некромантия.
Тело человека – кишечник.
Мифические существа – ламии, стригии, ведьмы.
Болезни в результате неправильной работы – рак.

Вселенная есть перемена; каждая перемена –
Результат акта любви;
Все акты любви содержат чистую радость.
Умирай ежедневно.
Смерть есть высшая точка одного изгиба змеи жизни.
Знай, что все противоположности друг друга дополняют,
И радуйся.

Возможные значения при дивинации: «Преображение, перемена – произвольная или непроизвольная, но в любом случае произошедшая как логическое развитие существующих условий, и всё же неожиданная. Кажущая смерть или разрушение, но такое толкование иллюзорно» (Алистер Кроули «Книга Тота»).

Сколько бы исследователи Таро не доказывали, что появление Смерти в раскладах крайне редко означает физическую смерть, сколько бы бесконечные справочники не говорили, что «все нормально», тем не менее появление 13го аркана вызывает сверхъестественный ужас. В карте пугает все – название, порядковый номер, образный ряд и даже базовое зодиакальное соответствие – Скорпион, который связан со всем тайным, мрачным и мистическим.

Смерть – самая загадочная карта, и имя этой загадки – трансмутация. Все, о чем в других арканах мы узнавали по намеку, по следу, здесь открывается во всем величии. Много путей знает трансмутация, но самый суровый и самый быстрый из них – это путь нун, путь смерти, нигредо и гниения.

Если разместить двадцать два аркана Таро в виде циферблата, где в верхней части будут находиться нулевой и двадцать первый арканы, то Смерть оказывается в самой низкой точке колеса Таро. И именно из этой точке начинается зарождение новой жизни. Это состояние очень глубоко и прочувствованно передано в поэзии Башни РОВАН:

В глубине, в далёкой бездне,

Отойдя от солнца и звука,

Приблизившись к водам и снам,

Отчасти исполнившись снами,

Наблюдаю, как мерно сквозь тонкую кожу,сквозь тонкую оболочку,

Проступает слепой, но внятно настойчивый корень,

Нежною и незатвердевшей плотью своей раздвигающий костную землю,

Проходящий немного, о движущийся непрерывно,

В неусыпном движении почти непрестанно растущий,

Из меня уносящий по капле последние силы.

Я зерно! Я хотеть не умею.

Я в недрах запекшейся тверди.

Не расскажет зерно про себя – посмотри на поверхность.

Посмотри на поверхность!

Посмотри, как мы растём.

Обратите внимание на единство архетипических идей в процитированном отрывке – смерть здесь одновременно и как прорастание новой жизни, и как погружение в бездну, а символика земледельческого цикла напрямую отсылает нас к с элевсинским мистериям, в которых земледельческий цикл связан с Сатурном, чье изначальное значение – бог плодородия.

Вспоминим десятый аркан, символизирующий колесо жизни: Смерть будет самой низкой точкой колеса, куда низвергается тифон, держа перед собой анх. Смерть – распад и гниение старого, из которого рождается новая жизнь.

Но Скорпион, змей и орел выводят смерть за границы кругового цикла земледелия и дают возможность качественной трансмутации или, иначе говоря, привносят эволюционную спираль. Скорпион убивает себя, родив змея, а змей, поглотив себя, рождает орла. Лучше всего идею эволюции через смерть иллюстрирует притча знаменитого суфия:

Я был камнем, но умер и стал растением.

Я умер как растение и стал животным,

Я умер как животное и стал человеком,

Чего же мне боятся, разве смерть когда-нибудь обокрала меня?

И как человек я умру, чтобы стать ангелом,

Но и ангелом я буду не вечно,

И стану со временем тем, что даже не в силах представить мой разум.

Полезно взглянуть на номер этого аркана немного с другого угла, нежели мы привыкли. Цифра «13» — это не только число всех несчастий, но и начало нового цикла. Двенадцать часов, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака… Восточный календарь также состоит из цикла в 12 лет. Тринадцать здесь и «первый» – синонимы.

С другой стороны, тринадцатый час – это час, который находится вне времени, по ту сторону бытия и небытия, это точка перехода, застывшая в вечности, откуда веет холодный ветер Сатурна.

Аркан Смерть имеет противоположные значения для обывателя и для Мага. Что бы ни говорили интерпретаторы, обыватель не зря боится пути нун, ибо смерть (будь то физическая смерть или завершение одного из жизненных циклов) для него необратима, безвозвратна и, что главное, безнадежна. Все уходящее уходит. Более того: обыватель мертв уже при жизни и не может посмотреть этой правде в глаза. В Книге Закона сказано: «Они мертвы, эти люди, они не чувствуют». Помните у «Наутилуса»:

Умершие во сне, не видят, как черви изрыли их землю,

Умершие во сне продолжают делать вид, что они дремлют.

Но один громкий звук – и покатятся кости, один громкий крик – и обвалятся крыши,

БОЖЕ МОЙ, не проси ТАНЦЕВАТЬ НА ПОГОСТЕ,

БОЖЕ МОЙ, ГОВОРИ, ПО ВОЗМОЖНОСТИ, ТИШЕ.

Не правда ли, очень понятные образы? Бог, к которому обращается автор, — это танцующий на погосте бог смерти и разрушения Шива, чье слово «М» разрушает мир и человека в конце космического цикла.

Для мага напротив, путь нун – это выход в бессмертие, в тринадцатый час, где прошлое, настоящее и будущее едины и где обретается высочайший экстаз. Вот цитата из Святой Книги Закона, иллюстрирующая это отверждение: «Не раздумывай, царь, над той ложью, что ты должен умереть, воистину ты не умрешь, но будешь жить. Пусть теперь станет понятно – Если распадается тело царя, он остается в чистом экстазе навсегда». В приложении к этой главе приводятся подробные рассуждения Кроули «Относительно смерти», изучение которых вселяет мужество на нелегком пути нун.

Один из самых сильных образов смерти – это медуза в романе Густава Майринка «Белый доминиканец». Враг главного героя, олицетворяющий все зло материи, она же является и его освободительницей, ибо когда он достигает свободы, именно она наносит последний удар, дарующий эту свободу. Вспомним строки из стихотворения Максимильяна Волошина, полностью комментирующие эту грань смерти: «Я только гроб, в котором тело бога – погребено». Потому для мага, успевшего осознать свое истинное Я, Бога, Ангела Хранителя, смерть являет собой воскресение из гроба, тогда как для того, кто не может осознать себя чем-либо иным, как гробом, смерть – это конец.

Говоря об аркане Смерть, надо отметить его парадоксальную связь с сексуальностью – в пути нун жизнь и смерть сплетаются в неразрывное единство. Из астрологии мы знаем, что Скорпион является знаком, максимально близким к смерти (как точка, в которой солнце наиболее мертво, – это время зимнего солнцестояния), но при этом самым страстным, самым сексуальным из двенадцати знаков. На этот же парадокс указывает утверждение Кроули о связи одиннадцатого и тринадцатого аркана: «Змей священен, он Владыка Жизни и Смерти, и его способ передвижения подразумевает ритмическую пульсацию этих двух фаз единого процесса, которые мы называем жизнью и смертью. Кроме того, как уже объяснялось, змей — главный символ мужской энергии. Из этого видно, что данная карта в очень строгом смысле является завершением карты «Вожделение». Одиннадцатый аркан соответствует богине Бабалон как жизни и страсти, но тринадцатый аркан есть та же Бабалон, но в аспекте смерти. Так Таро на новом уровне открывает нам идею о единстве высочайшей страсти и смерти, которые есть две стороны одной медали. На точность этого соответствия указывает и то, что третья сфира на древе – Бина, является одновременно сфирой Сатурна и сфирой, где находится дворец Бабалон по ту сторону жизни и смерти.

Этим и объясняется парадоксальная связь между интенсивной сексуально-эротической образностью и образностью смерти и умирания. Стихи, в которых есть мотив смерти, часто содержат в себе сверхдинамическую страсть жизни. Помните у Бродского:

Смерть придет и найдет,

Тело, чье гладь визит,

Смерть будто приход

Женщины отразит,

Это абсурд, вранье,

Череп, скелет, коса,

Смерть придет – у неё

Будут твои глаза.

Обратите внимание, как в этом небольшом отрывке ужас смерти сплелся воедино с предельным возбуждением, огненно-молнийной точкой пола, крайней точкой скрыто-эротического томления.

Имея дело с путем нун, никогда не следует забывать строки из Святой Книги Закона: «Я есть жизнь и отец жизни, потому знание меня есть знание смерти».

В заключение я приведу несколько снов, каждый из которых так или иначе связан с путем нун и темой смерти как таковой. Легкая смерть, смерть мучительная, смерть, дарующая преображение и, наконец, смерть, которая не состоялась.

Сон 1:

«Я нахожусь в районе дачи и понимаю, что пришло время смерти. Я знаю, что дачный домик – это нечто вроде газовой камеры, и как только я войду в него, будет пущен смертельный газ. Я вхожу в дом с чувством священного ужаса. Всё моё существо готово выбежать, но я из последних сил сдерживаюсь, ибо «предначертанное должно исполниться». Я начинаю ощущать поступление газа как приближение смерти. Я ощущаю, как немеет тело, как перед глазами поочерёдно появляются разные цвета радуги, мне становится ясно – всё кончено, пути назад нет. Сознание начинает растворяться в потоке. В тот миг, когда растворение кажется полным, я просыпаюсь».

Сон 2:

«Весь сон я умирал. В памяти осталось только чувство предельного ужаса. Всё это происходило постепенно. Сначала я узнал о близости смерти, потом ощутил, как тело стало коченеть и холодеть. Потом оно, казалось, полностью умерло, но самое страшное было – осознавать себя сознанием, отдельным от тела, и как это сознание распадается. В отличие от сна № 1, где смерть ощущалась чем-то расслабляющее приятным, здесь это переживалось как кошмар».

Сон 3:

«Я продаю газеты в маршрутках и автобусах и оказываюсь где-то в районе одной площади. В этот момент, что –то происходит, и я со своей женой (на тот момент жены у меня не было) несусь в автобусе, который никто не может остановить. Автобус доезжает до моста через Оку и падает вниз. Каким-то чудом я выбираюсь, но моя жена погибает.

Моя тоска огромна, но проходит время, и вот следующий кадр сна: я нахожусь всё во дворе Ирины, где читаю список каких-то неизвестных произведений известного писателя. Внезапно мне становится ясно, что у меня есть вторая личность, и я сам – убийца, подстроивший аварию автобуса. И здесь на этом месте по замысленному какой-то тёмной силой плану я должен погибнуть от руки воскресшего мертвеца, предположительно, моей жены.

Я оглядываюсь и вижу, что в моём направлении кто – то идёт. Я вижу ужасное, искаженное тлением лицо, похожее на нечто из фильмов ужаса, только еще более пугающее. У меня возникает естественное желание бежать, но вдруг меня берут такое отчаяние и гнев, что я решаю, что раз уж невозможно изменить ход сценария, я приму его с достоинством. Я оборачиваюсь лицом к мертвецу и иду в его сторону. С каждым шагом сопротивление страха всё больше, но я подхожу к мертвецу, который, по всей видимости, ещё и вампир, и, взяв его за голову, крепко целую. В этот момент я чувствую, что умираю, и холод, казалось, пронзает всё мое тело, но уже в следующий момент я понимаю, что смогу вернуть мертвецу жизнь, ибо сейчас обладаю огромной силой, которая перешла мне от мертвеца.

Это переживание себя всемогущим Богом длится несколько секунд, не более, и в эти секунды меня пронзает мысль: главное – сделать правильный выбор».

Сон 4:

«Я и некая женщина. Весь сон я тайно или явно пытаюсь добиться её расположения (подробностей не помню), и вот, наконец, я обнимаю её в полумраке. В этот момент в лучших традициях фильмов ужасов она начинает превращаться в смерть. Я чувствую, как в моих руках её череп становится чет-то неприятно мягким, изо рта идёт какая-то густая масса и, в общем, всё располагает к тому, что я в ловушке. Наступает отвращение, и я понимаю, что по всем ролям я должен бежать – другого здесь просто не дано – вместо прекрасной женщины я сжимаю в объятиях склизкую смерть. Однако в последний момент я что-то вспоминаю про тёмный аспект Бабалон (Геката, Кали) и, преодолев отвращение, начинаю целовать её, после чего испытываю огромное возбуждение.

Я не знаю, как передать эти ощущение, когда к предельному ужасу и отвращению прибавляется восторг азарта – я же Телемит, мне ли бояться тёмной стороны! И делаю свои объятия крепче, и смыкаюсь с ней в страстном поцелуе. На этом меня буквально выталкивает из сна – что-то со словами: «Ещё не время».
Приложение. Эссе А.Кроули «Относительно Смерти»

Делай, что изволишь — таков весь Закон.

В Книге Закона записано: Каждый мужчина и каждая женщина – это звезда. Так говорит тебе Повелительница Звёзд, о ты, которая звезда, член Тела Нуит. Слушай, ибо твои уши пресыщены подлыми земными шумами; бесконечная тишина Звёзд очаровывает тебя неуловимой музыкой. Узри её изгиб к тебе, голубое пламя вседостигающее, всепроникающее, её прелестные руки на чёрной земле, её гибкое тело, изогнувшееся для любви, её мягкую поступь, не приминающую крошечного цветка, и подумай о том, что всё твоё величие спадёт с тебя в тот час, когда ты упадёшь в её объятия, растворившись в её любови, как капля росы растворяется в поцелуях восхода солнца. Не экстаз ли Нуит — сознание непрерывности существования, вездесущести её тела? Тебе причиняло боль лишь незнание этого, и когда оно пройдёт, ты, как никогда раньше, познаешь, как все являются одним. И снова Она говорит: Я даю невообразимые на земле радости: уверенность, а не веру, при жизни и в смерти. Ты должен знать это. Время, пожирающее своих детей, не имеет власти над теми, кто не будет дитём Времени. Для тех, кто считает себя бессмертными, кто всегда пребывает в вечности, кто сознаёт Нуит, правящую колесницей солнца, не существует той смерти, которую люди называют смертью. Во всей вселенной тьма может быть найдена лишь в тени великой и непрозрачной планеты, и то на мгновение; сама вселенная есть поток вечного света. Так и смерть есть лишь случайсть; ты спрятал себя в тени своего тела, и, принимая его за реальность, ты дрожал. Но движение по орбите продолжается, и тень сходит с тебя. Приходит растворение и вечный экстаз в поцелуях Ну! И насколько ты сделал Закон Свободы своим, насколько ты жил в Свете и Свободе, и Любви, настолько ты станешь Свободным Человеком в Городе Звёзд.

II Прислушайся вновь к своему собственному голосу внутри себя. Не Хадит ли — пламя, горящее в каждом сердце человеческом и в ядре каждой звезды? Не Он ли — Жизнь и дающий Жизнь? И не является ли поэтому познание Его познанием Смерти. Ведь было показано тебе во многих других местах, что Любовь и Смерть есть близнецы. Стань охотником, и Смерть будет ехать подле тебя на лошади и с копьём, когда ты будешь преследовать свою Волю в лесах Вечности, чьи деревья — волосы госпожи твоей Нуит. Дрожи от радости жизни и смерти! Знай, охотник могучий и стремительный, добыча твоя — твой лавровый венок! Тебе осталось совершить один резкий удар, и ты победил! Дева Вечности лежит навзничь, сдаваясь на твою милость, и ты есть Пан! Твоя смерть будет печатью на клятве нашей извечной любви. Не боролся ли ты за самое сокровенное в себе? Смерть венчает всё. Крепче! Держись! Подними голову свою! Не дыши так глубоко — умри!

III Но может быть ты всё ещё опутан колючими косами дикого терновника, которые ты сплёл в своём магическом танце на земле? Твои глаза недостаточно сильны, чтобы выдержать звёздный свет? Ты должен ещё ненадолго задержаться в долине? Ты должен пофлиртовать с сумеречными тенями? Если это — Твоя Воля, ты не имеешь права не исполнить Свою Волю! Люби пока эти фантомы земли; ты сделал себя Королём; если тебе нравится забавляться с игрушками материи, так не для того ли они и созданы, что бы доставлять тебе удовольствие? Тогда следуй в своём сознании за чудным словом самой Стелы Откровения. Вернись, если изволишь, из жилища Звёзд; пребывай в смертности, и наслаждайся ею. Потому что в этот день ты станешь Повелителем Неба и Земли. «Покойник Анх-ф-на-Хонсу

Сказал правдиво и спокойно:

О ты, который однорук,

О ты, блистающий в луне!

Я тку тебя, сплетая чары,

Маню в мелодии волне.

Покойник Анх-ф-на-Хонсу

Ушёл от злобствующих толп,

Пришёл он к населившим свет,

И получив от них ключи,

Дуант, что полон звёзд, открыл.

Покойник Анх-ф-на-Хонсу

Свершил свой путь во тьму ночную

Оставив радости земные

Для тех, кто жив.» Любовь есть закон, любовь, направляемая волей.

Рекомендуемое чтение: поэзия декадентов (Бодлер, Верлен), Октав Мирбо «Сад мучений» и любая форма мрачной готической эстетики смерти.

.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Войти в личный кабинет
Вводный урок
Рубрики
Баннеры
Это интересно
Свежие комментарии
Мои читатели

free counters

error: Content is protected !!