∗ Oðal ok Fé

∗ Oðal ok Fé

Автор hadeken.

В рамках общей теории мне нечего сказать такого особого, чего нельзя было процитировать.(Г.С. Лебедев «Эпоха викингов в Северной Европе»):

Залогом единства родичей, обеспечивавшего их неприкосновенность, было неотчуждаемое, священное, как и дом и домашний мир, родовое земельное владение – ođal (одаль). Занимая землю в не освоенных еще местностях, переселенцы обносили границы участка огнем; это называлось helga sér landit – «освятить землю», сделать ее своей собственностью (eign). Перейдя по наследству в течение четырех поколений, такая собственность превращалась в одаль.

Одаль представлял собою наследственное владение, состоявшее из пахотных земель, луговых, пастбищных, лесных, водных и других угодий, которое, в принципе, находилось в нераздельной собственности aett. Даже в случаях временного раздела пашен в целях их посемейной обработки (hafnscipti) одаль оставался одалем, и находился в коллективном владении fraenđr, baugarmenn. Для окончательного раздела требовалась особая юридическая процедура óđalsskipti, с ритуальным действием skeyting сбрасывания земли в полу одежды (skaut) нового владельца. От этого обряда некоторые исследователи производят прозвище конунга шведов Олава Шетконунга (Scautkonungr); правда, не связывая его прямо с разложением родовой земельной собственности. Fastae faethaerni ok aldac othal – «прочная отчина и старый одаль» – оставались основой структуры землевладения в Швеции вплоть до XIII-XIV вв.. Несколько раньше эта структура сдала позиции перед надвигающимся новым порядком землепользования в Дании. Детальная кодификация прав, связанных с одалем, в средневековых судебниках Норвегии свидетельствует, что до XIII-XIV вв. он оставался социальной реальностью, связывая землевладение феодального средневековья непрерывной цепью владельцев с дофеодальными временами.

Правом на родовое владение располагали óđalnautar, кровные родичи, круг которых совпадал с bauggilldsmenn: сюда входили ближайшие родственники трех поколений по мужской линии, которые в отдаленном прошлом, видимо, являлись членами одной патриархальной семьи, и вели в силу этого одно совместное хозяйство. В эпоху викингов они, как правило, уже экономически разобщены; однако именно им принадлежит преимущественное право на покупку, и даже выкуп (в случае продажи) наследственной земли; право выкупа земли – jarđarbrygđ – было закреплено внутри рода. Являясь одним из коллективных совладельцев одаля, каждый из этих полноправных общинников мог рано или поздно претендовать на титул landsdróttinn – «господин земли», «хозяин», полноправный бонд.

Имущественное состояние такого бонда определялось понятием eign – «собственность»; eignar búanda, противопоставленная общинным владениям (almenningr), пастбищам, лугам, лесам, водам, находившимся в общесоседском пользовании, была значительно шире понятия «одаль». То, что определялось как land ос lauss eyrir – «земля и имущество его», включало, во-первых, родовое владение, haugóđal, «одаль с курганных (т.е. языческих, восходящих к эпохе викингов, если не к более ранней поре) времен» (от haug – «курган, могильный холм»); во-вторых, сюда входила приобретенная за деньги, «купленная земля» – kaupa jorđ (полученная в обмен па движимое имущество); в-третьих, сама эта движимость – aurar, fé (ценности, которые могут находиться «под замком, и запором» – i ládom eda i lokom). Fe прежде всего – ближайшее по смыслу обозначение для археологически опознаваемой составной части экономического потенциала общества эпохи викингов. Серебро и золото, ювелирные изделия и оружие, ткани и меха, орудия труда и дорогая посуда входили в состав этого имущества в первую очередь. Все это представляло собой «товар», ценности, свободно обращающиеся, переходящие из рук в руки и суммирующиеся.

Именно поэтому толкование руны Fehu как «изначального огня», «начала инициатического цикла» и прочего я считаю надуманной заунывной херней, высосанной из пальца (в лучшем случае — из пальца) кухонными шизотериками мнением, которого не разделяю. Кстати, об огне и Fehu. Единственная прямая связь: «огонь» — хейти золота.

То же самое — относительно, руны Othala, Oðal etc. Где тут пресловутые «расходящиеся пути» — мне не понятно.

Интересно вот еще что: сложить fe и oðal, получим — «феодал». Я не лингвист, потому ничего не утверждаю; мне лично это кажется просто довольно занятным совпадением.

Пример толкования в раскладе: кверент интересовался, где достать денег для погашения ипотечного кредита? Выпала oðal. Ответ: помогут родители. Кверент не поверил — с родителями отношения напряженные. Но тем не менее… спустя время…

Другой случай: женщина интересуется, что привлекает в ней нынешнего кавалера? Выпали inguz, fehu (пп). Ответ: все, что угодно, кроме денег.

.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Войти в личный кабинет
Вводный урок
Рубрики
Баннеры
Это интересно
Свежие комментарии
Мои читатели

free counters

error: Content is protected !!